Posted 18 декабря 2014,, 21:00

Published 18 декабря 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 02:03

Updated 8 марта, 02:03

Завтра будет лучше, чем вчера

Завтра будет лучше, чем вчера

18 декабря 2014, 21:00
Российский президент Владимир Путин провел 18 декабря традиционную большую пресс-конференцию, на которой представители как российских, так и зарубежных СМИ смогли задать первому лицу государства накопившиеся за год вопросы по внешней и внутренней политике, экономической ситуации, социальным проблемам и даже личной жизн

Напомним, первая подобная пресс-конференция состоялась в 2001 году. Тогда общение президента со СМИ продлилось полтора часа и оказалось самым коротким за всю последующую историю таких мероприятий. В этом году уже через три часа беседы Путин предложил собравшимся закругляться, в результате чего общая длительность мероприятия составила примерно 3 часа 10 минут. Рекорд же длительности принадлежит пресс-конференции 2008 года, которая растянулась на 4 часа 40 минут.

Вчера представители прессы начали собираться в Центре международной торговли (ЦМТ) на Краснопресненской набережной, где общение президента со СМИ проходит уже в третий раз, задолго до назначенных 12 часов дня. Кстати, в этом году в Управление пресс-службы и информации президента РФ было подано порядка пяти тысяч заявок, из которых в итоге было удовлетворено менее половины – аккредитацию получили 1259 корреспондентов информационных агентств, телеканалов, видеоператоров, фотокорреспондентов, представителей печатных и интернет-изданий. Около тысячи из них представляли российские СМИ из всех регионов страны, остальные – зарубежные. В том числе и с Украины. Один из представителей украинских СМИ рассказал перед началом пресс-конференции, что у него не возникло никаких проблем с доступом на мероприятие и с визитом в Москву. Отметим, что президент сам буквально в начале пресс-конференции предложил этому журналисту задать вопрос, который, естественно, касался ситуации вокруг Украины и стал одним из самых острых в беседе.

Изначально было понятно, что счастливчиками, которым доведется задать вопрос, станут лишь несколько десятков коллег. А потому среди попавших в зал представителей СМИ наблюдалась жесткая конкуренция. Кто-то пытался привлечь внимание президента большими плакатами, а одна девушка даже держала в руках плюшевую игрушку балтийской нерпы, которой, по ее словам, она собиралась высоко махать над головой. Впрочем, организаторы пресекали подобные инициативы, а потому на входе в зал скопилась достаточно внушительная стопка забавных предметов и ярких плакатов с призывными надписями, без которых их владельцам вежливо предложили обойтись. Тем не менее в зале все равно разворачивались широкие транспаранты, мелькал плюшевый заяц и даже сидела девушка в самолетном шлеме. В итоге свои вопросы удалось задать 38 представителям СМИ.

Такая ожесточенная борьба за внимание Владимира Путина понятна – вопросов за прошедший, 2014 год накопилось великое множество, а сложная ситуация, в которой оказалась страна, только распаляла интерес к ответам.

Естественно, самой важной темой прошедшей беседы стали нарастающие кризисные явления в российской экономике. Журналисты вспомнили и об обвале рубля, и о повышении ключевой ставки Центробанком, и о нефтегазовой зависимости отечественной экономики. Владимир Путин в своих ответах был настроен довольно позитивно. Он не отрицал сложности ситуации и брал под защиту руководство ЦБ и правительства. Главная мысль, которую он явно хотел донести до слушателей, – выход из кризиса неизбежен, экономика приспособится к новым условиям в любом случае. При худшем развитии событий президент ожидает возвращения к позитивным экономическим показателям в течение двух-трех лет.

Достаточно остро прозвучал вопрос о «пятой колонне» и оппозиции. Также не остался без внимания коллег и вопрос террористической угрозы, в том числе в связи с эмоциональным высказыванием главы Чеченской Республики о необходимости сжигать дома террористов. Из международных проблем, пожалуй, наибольший интерес вызвали развитие российско-китайских отношений и газовое сотрудничество с Турцией.

Завершая пресс-конференцию, президент еще раз подчеркнул свои оптимистичные ожидания по поводу развития России в будущем. Остается надеяться, что с непростыми проблемами настоящего страна тоже справится достойно.

Что сказал президент

О продолжительности финансового кризиса
«При самом неблагоприятном стечении внешнеэкономической конъюнктуры такая ситуация может продлиться – приблизительно, никто же не может точно сказать – в течение двух лет. Это совсем необязательно. Ситуация может выправиться и раньше».

О расплате за Крым
«Это расплата, это плата, вернее, за наше естественное желание самосохраниться как нация, как цивилизация, как государство... Дело не в Крыме. Дело в том, что мы защищаем свою самостоятельность, свой суверенитет и право на существование. Вот это мы все должны понять. И если мы считаем, что одна из проблем, которые сегодня есть у нас, в том числе в экономике, в результате санкций, действенная, а это так и есть, из общего объема проблем, если условно взять, процентов 25, наверное, это влияние санкций – 25–30. Но мы должны это понять. Мы хотим сохраниться и бороться, изменить, кстати, к лучшему, воспользовавшись этими явлениями сегодня, нашу структуру экономики, быть более независимыми, пройти через это, или мы хотим, чтобы нашу шкуру повесили на стенку. Вот у нас какой выбор. И Крым здесь ни при чем».

О наемниках
«Все люди, которые по зову сердца исполняют свой долг либо добровольно принимают участие в каких-то боевых действиях, в том числе и на юго-востоке Украины, не являются наемниками, потому что за это денег не получают».

О чиновниках
«В моем ближайшем окружении нет чиновников, и надеюсь, никогда не будет. Они все – коллеги, я ни с кем не сближаюсь и не собираюсь сближаться. Есть определенные государственные функции, которые исполняют исправно, но сближаться в личном плане практически невозможно. Я это осознал, понял и стараюсь со всеми держаться на определенном расстоянии, но в то же время работать доброжелательно и с пониманием той ответственности, которая стоит перед людьми».

О разнице между оппозицией и «пятой колонной»
«Грани между оппозиционерами и «пятой колонной», она внутренняя, ее трудно увидеть внешне. В чем она заключается? Оппозиционер, даже очень жесткий, в конечном итоге до конца борется за интересы своей родины, а «пятая колонна» – это так, те люди, которые исполняют то, что продиктовано интересами другого государства, и их используют в качестве инструмента для достижения чуждых нам политических целей».

О штрафах и эвакуаторах
«Власти должны обсуждать этот вопрос с общественностью, им должны заниматься депутаты. Если мы говорим про Москву, то московское отделение ОНФ тоже должно подключиться. Если правила отработаны, они должны соблюдаться всеми! Но и штрафы не должны быть запредельными. Я не знаю, сколько сейчас они составляют, но они должны быть адекватны».

О личном рейтинге
«Работать надо, а не думать о том, как сохранить служебный телефон или рейтинг. Как только начинаешь бояться за потерю рейтинга, он начинает падать».

Об участии в выборах 2018 года
«Решение о президентских выборах 2018 года принимать рано кому бы то ни было. Надо настойчиво работать в интересах граждан Российской Федерации, а по результатам и по настроениям в обществе можно будет сделать выбор, кому идти на выборы в 2018 году».
"