Posted 18 декабря 2003,, 21:00

Published 18 декабря 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:48

Updated 8 марта, 09:48

Спецоперация «Телемост»

Спецоперация «Телемост»

18 декабря 2003, 21:00
Вчера президент России общался со страной в прямом эфире. Россияне могли звонить ему по телефону, задавать вопросы в Интернете и даже беседовать с главой государства посредством телемостов. Общение получилось не вполне прямым и открытым. Мало кто знал, где стояли телекамеры, призванные связать граждан с Владимиром Пути

Информации о том, в каких городах и где будут установлены камеры для общения народа с Владимиром Путиным, не было ни на президентском сайте www.kremlin.ru, ни на специально созданном для прямого эфира сайте www.linia2003.ru, ни на сайтах Первого канала и РТР. Накануне самого события информагентства сообщили только о том, что телекамеры находятся в 10 городах России и некоторых стран СНГ.

В пресс-службе президента корреспонденту «НИ» вчера утром отказались назвать города, с которыми предполагаются прямые телемосты, посоветовав смотреть прямую трансляцию. После совещания со своим руководством одна из сотрудниц пресс-службы сказала, что списка городов у них нет.

Она высказала сомнение, что такой список вообще есть у кого-то в Кремле. «Позвоните на Первый канал и РТР. Это они занимаются организацией эфира с регионами», – посоветовали нам в итоге.

В пресс-службе РТР первым делом опять же порекомендовали смотреть телевизор и таким образом самим составить список городов. На вопрос, как в регионах граждане России могли узнать о возможности пообщаться с президентом, на РТР прямо ответили: «Никак». «Конечно, никто не сообщал заранее о том, где будут установлены телекамеры. Вы представляете, что бы там творилось. Туда пришел бы весь город», – сказала не пожелавшая представиться сотрудница пресс-службы РТР. «У нас нет и не было этого списка. Он держался до последнего момента в строжайшем секрете», – заявила она. На Первом канале «НИ» объяснили, что к вопросу о выборе городов и мест для установки камер телекомпания не имеет никакого отношения. «Все решала администрация президента. Мы только транслируем», – сообщили в пресс-службе.

Подобная закрытость невольно наводила на мысль, что пообщаться с президентом позволяется далеко не каждому и сделать это весьма непросто. О том, как это происходило, сообщили наши корреспонденты из некоторых регионов.

За полчаса до начала телеобщения с президентом в Красноярске у пешеходного моста через улицу Карла Маркса, где он должен был состояться, скопились местные журналисты и несколько десятков граждан, желающих задать вопрос Владимиру Путину. Милиция их не пропускала. А около экрана уже стояли какие-то граждане, которые были окружены несколькими линиями оцепления. Работали только журналисты второго и первого телевизионных каналов, представители других СМИ на площадку не пропускались. За 10 минут до начала мероприятия сюда подошел начальник УВД Красноярского края Константин Юрин. Он заявил, что журналистов не пропускают из-за того, что «любая иная телекамера может сорвать эфир». К тому же, по его словам, «все права на съемку имеют федеральные каналы».

Кстати, местные журналисты предвидели подобное развитие ситуации и за несколько дней до телемоста специально попросили губернатора края Александра Хлопонина посодействовать тому, чтобы частные телекомпании также смогли принять участие в освещении мероприятия. Г-н Хлопонин обещал помочь, но сам за сутки до телемоста улетел в Москву. Милицию ссылки на губернатора не убедили. Стоящим же у моста обычным гражданам г-н Юрин заявил, что «надо было прийти до 16 часов» – мол, тогда пускали желающих без проблем. Правда, некоторые граждане тут же усомнились в этом, поскольку стояли здесь уже несколько часов.

Трансляция из Красноярска началась в 16.34 местного времени. Отвечая на вопрос представителя одной из местных общественных организаций о поддержке молодых семей, президент сообщил, что на эти цели в текущем году было затрачено 1300 млн. рублей. А «генерально решить проблему жилья для молодых семей можно, только расширив применение ипотечного кредитования». Сразу после этого связь со студией оборвалась. Но даже после этого милиция не пускала журналистов на площадь. Получить комментарии у граждан, задававших вопросы, пресса не смогла – сразу же после завершения мероприятия их увезли на автомашине в неизвестном направлении.

В Выборге на «включение» (проходившее в замке – городской достопримечательности) пришло десятка два студентов местного филиала Академии государственной службы с преподавателем во главе. Прибыл также представитель муниципального совета. Гораздо больше собралось сотрудников милиции и других силовых структур. Представители местных СМИ о времени и месте телемоста также заранее не оповещались.

До самого последнего момента не было известно, где пройдет телемост, и в Нижнем Новгороде. Видимо, мало кто знал, что таковой должен состояться. Тем не менее утром в четверг наиболее дотошным журналистам удалось выяснить, что телемост пройдет на площадке перед Михайло-Архангельским собором в Нижегородском кремле, где покоится прах Козьмы Минина.

За час до начала мероприятия место предполагаемого эфира было оцеплено милицией на расстоянии 100–150 метров. Желающие пройти в административные здания, расположенные на территории кремля, вынуждены были пробираться туда окольными путями либо ждать окончания мероприятия. Около 12 часов перед оцеплением остановились два автобуса, из них вышло человек 50, отобранных, судя по всему, для общения с главой государства. Выяснить, кто эти люди и кого они представляют, не представлялось возможным. Никого из журналистов на телемост не позвали. Официально пресс-службы губернатора и полпреда президента в округе объявили, что повышенная секретность связана с тем, что «опасаются терактов».

В Нальчике диалог президента с народом проходил перед зданием республиканского Дома творчества детей и юношества, недалеко от Дома правительства. Сюда перестали пускать еще накануне вечером, оно было оцеплено и строго охранялось. Некоторых журналистов сюда допустили, но из числа тех, кто входит в пул президента Кабардино-Балкарии Валерия Кокова.

В ходе прямого общения Владимир Путин ответил более чем на 70 вопросов, около 20 из них он отобрал сам.

Россияне интересовались многими темами – перспективами развития экономики, борьбой с преступностью, прошедшими выборами. К разговору с президентом допустили не только взрослых. Одному из подростков даже разрешили спросить, какая судьба ожидает щенков президента. Глава государства ответил, что ищет для них надежные руки. Имена претендентов называть не стал.

"