Posted 19 ноября 2020, 15:33

Published 19 ноября 2020, 15:33

Modified 7 марта, 14:06

Updated 7 марта, 14:06

Сенаторы и депутаты объяснили, зачем расширяют закон о физлицах-иноагентах

19 ноября 2020, 15:33
Сюжет
Выборы
Иноагенты-физлица не смогут занимать должности на госслужбе и допускаться к гостайне. Раз в полгода они будут обязаны отчитываться о деятельности и расходах перед Минюстом. К иноагентам также приравниваются незарегистрированные объединения, финансируемые из-за рубежа. Авторы законопроекта объяснили, зачем это нужно.

Виктория Васильева

Группа депутатов и сенаторов в среду, 19 ноября, внесла в Госдуму России законопроект, который регламентирует порядок признания иностранными агентами физических лиц и незарегистрированных общественных объединений, определяет их статус и ответственность.

Комментируя инициативу, один из ее авторов - глава комитета по безопасности и противодействию коррупции, возглавляющий также комиссию по расследованию фактов иностранного вмешательства в дела РФ, Василий Пискарев заявил:

«Предлагая пакет поправок, мы говорим: получаете деньги на вашу деятельность из-за рубежа - пожалуйста, зарегистрируйтесь в качестве иностранного агента и работайте, но при этом информируйте государственные органы и граждан России о том, в интересах какого государства вы действуете, какие мероприятия планируете и проводите, как тратите деньги, выданные иностранными спонсорами».

Авторы инициативы, представители всех четырех думских фракций, предлагают пакеты поправок сразу в семь федеральных законов.

Одной из новаций стала разработка Положения, определяющего порядок признания физических лиц (граждан) иностранными агентами. Если раньше физическое лицо могло быть признано иностранным агентом за распространение информации СМИ-иноагента, то теперь дополнительно вводится критерий участия в политической деятельности в связи с иностранным воздействием (т.е. получением денежных средств, иной имущественной или организационно-методической помощи от иностранных источников), следует из документа.

К иностранным агентам также собираются приравнять все незарегистрированные общественные организации, не только НКО, как в предыдущей версии закона, если они получали иностранное финансирование с целью участия в политической деятельности на территории России.

Признанные иностранными агентами лица обязаны будут маркировать свои материалы и обращения, а СМИ обяжут указывать статус иностранного агента, если они публикуют такие материалы и любую информацию о таких лицах.

Законопроект конкретизирует и функции посредника – иностранным финансированием будут признаваться, к примеру, случаи финансирования некоммерческих организаций через посредника, который осуществляет передачу денежных средств или иного имущества от иностранного источника.

Если новый пакет поправок об иноагентах будет принят, то лица, осуществляющие такую деятельность в России, будут обязаны подать заявление о включении их в список иноагентов. Полный перечень будет размещаться и пополняться в открытом доступе.

От обязанности подачи заявления на включение в список освобождаются дипломатические работники, аккредитованные иностранные журналисты и иные лица, в отношении которых профильными органами может быть вынесено такое решение.

Раз в 6 месяцев признанное иностранным агентом лицо обязано будет предоставлять в Минюст отчет о своей деятельности, включая данные о расходовании денежных средств и использовании имущества, полученных от иностранных источников.

Законопроект предусматривает административную и уголовную ответственность для лиц-иноагентов. Административная ответственность вводится за нарушение порядка деятельности иностранных агентов (физических лиц и незарегистрированных общественных объединений) и за отсутствие маркировки о статусе иностранного агента в материалах СМИ. Уголовная - за неисполнение иностранным агентом установленных законом требований после привлечения к административной ответственности.

Кроме этого, законодательство устанавливает запрет физлицам-иноагентам занимать должности в государственных органах и органах местного самоуправления, а маркировку «кандидата-иноагента» планируют сделать обязательной уже к началу избирательной кампании на выборах в Госдуму-2021.

Еще одним новшеством в поправках стала конкретизация требований к физлицам-иноагентам касательно выборного законодательства. Предлагается ввести в законодательство понятия: «кандидат, выполняющий функции иностранного агента» и «кандидат, аффилированный с лицом, выполняющим функции иностранного агента» – эти лица также должны будут маркировать себя подобным образом, при этом указывать свой статус физлица-иноагента кандидат будет обязан не только в печатных СМИ и на своей агитпродукции, но и Интернете. Для СМИ вводится обязанность сопровождать информацию о кандидате, признанном выполняющим функции иностранного агента или аффилированного с ним, соответствующими ремарками.

Среди авторов законодательной инициативы о расширении круга лиц-иноагентов — руководители комиссий Госдумы и Совфеда Василий Пискарев и Андрей Климов, поддержанные депутатами всех фракций.

Необходимость в поправках они объясняют тем, что после введения обязательной отчетности для НКО-«иностранных агентов» и установления порядка для признания таковыми средств массовой информации, различные несистемные политические силы стали предпринимать обходные схемы для получения финансирования из-за границы. Самым популярным способом стали – донаты (сборы пожертвований на ведение блогов или организацию политических мероприятий, включая массовые акции), что расценивается парламентариями как финансирование политической деятельности в России из-за рубежа.

Согласно сведениям Министерства юстиции РФ, официальный реестр НКО насчитывает на сегодня 211 тысяч 118 некоммерческих организаций, действующих на территории Российской Федерации. Из них НКО, признанных выполняющими функции «иностранных агентов», согласно этому же реестру - 68 ед., или 0,03% от общего числа.

«Применение законодательства об «иноагентах», таким образом, в масштабах страны - статистически малозначимо в отношении основной массы НКО и не затрагивает интересов гражданского общества, направлено на единицы НКО и персоналий, получающих финансирование от иностранных политических спонсоров», - уверены инициаторы законопроекта.

В этой связи авторы законопроекта вспоминают оппозиционных политиков и деятелей, получающих финансирование на свою деятельность от иностранных граждан и компаний посредством различных технологий и через посредников.

Политик Илья Яшин, приводят они пример, развивает свой блог в Youtube, чьи сервера находятся в Калифорнии, за счет донатов через функцию спонсорства на канале. Сотрудник Фонда борьбы с коррупцией Владимир Милов сотрудничает с американским политиком Майклом Карпентером – руководителей Джеймстаунского фонда, признанного нежелательной организацией на территории России.

Движение «За права человека» общественного деятеля Льва Пономарева признано иноагентом и ликвидировано российским властями, однако деятельность организации продолжается неформально, в том числе за счет иностранного финансирования.

Правозащитная организация «Агора» после признания иноагентом перешла в разряд «правозащитной группы» и фактически продолжает свою деятельность.

Общественная организация по наблюдению за голосованием в России «Голос», получавшая финансирование на уставные цели из иностранных источников, после признания иноагентом и ликвидации по решению суда продолжает функционировать через организацию-посредника «Лига избирателей» и через одноименное Общероссийское движение в защиту избирательных прав «Голос». Создатели «Голоса» воспользовались нормой закона «Об общественных объединениях» и продолжили свою деятельность без статуса юридического лица, без официального банковского счета, ИНН и обособленного имущества.

Источники финансирования «Голоса» после ликвидации официальной организации стали непрозрачны, так как не будучи юридическим лицом движение избавлено от обязательств утверждать баланс и смету расходов, представлять информацию в государственные органы о финансовых основах своей деятельности, в том числе налоговую отчетность, отчетность об использовании своего имущества, поясняют авторы законопроекта.

«Люди, которые вторгаются из-за рубежа в нашу политическую жизнь, совершенствуют свой инструментарий, поэтому нам тоже приходится свой инструментарий уточнять»,— заявил в интервью «Ъ» депутат Климов. - Люди-то есть. Организация — это необязательно то, что имеет штамп. Есть разные организации. Есть преступные сообщества. Они же не имеют государственной регистрации. И с ними во всех странах мира поступают довольно жестко».

Сам сопредседатель «Голоса» Григорий Мельконьянц в комментарии пояснил “Ъ”, что организация выбрала форму общественного движения по примеру «Общероссийского народного фронта», возглавляемого президентом Владимиром Путиным.

Для финансирования региональных штабов оппозиционного политика Алексея Навального используется сеть некоммерческих организаций, которые аккумулируют сбор пожертвований. Накопление финансов проходило на счетах Фонда поддержки средств массовой информации «Пятое время года», НКО «Фонд «Правового обеспечения граждан», НКО «Фонд организации и координации защиты прав граждан», Фонд защиты прав избирателей «Штаб». Фонд «Пятое время года» на данный момент ликвидирован решению суда о нецелевом использовании средств жертвователей (часть из них также признаны иноагентами).

После юридической ликвидации «Фонда борьбы с коррупцией», признанного иностранным агентом, операционная деятельность организации перенесена на площадку новой структуры - «Фонд организации и координации защиты прав граждан». Фонд защиты прав граждан «Штаб», через который финансировались региональные сети Навального, по инициативе ФНС в настоящий момент находится в стадии процедуры банкротства.

Обращают свое внимание инициаторы законопроекта об иноагентах и на ряд нежелательных организаций с иностранным финансированием, осуществляющих на территории России политическую и общественную деятельность.

Образовательная площадка «Свободный университет» позиционируется его основателями - преподавателями НИУ «Высшая школа экономики», с которыми университет не продлил рабочие контракты, как международная площадка. Обратившие внимание на проект парламентарии полагают, что часть средств на его финансирование может поступать из-за рубежа через гранты или пожертвования от частных и юридических лиц.

НКО «Свободная Россия», по заявлениям создателей (признана нежелательной на территории РФ), создана российскими эмигрантами в США в 2014 году для объединения российского сообщества за рубежом, поддержки продемократических сил внутри России и работы с западными экспертными сообществами. Фонд реализовал ряд проектов по поддержке российских оппозиционных движений, считают депутаты, продвигающие поправки.

Также признанный нежелательной организацией «Европейский фонд в поддержку демократии» - создан по инициативе экс-главы МИДа Польши Радослава Сикорского и оказывает финансовую и методическую помощь руководству ряда российских оппозиционных структур, в частности – партии «ПАРНАС».

После признания иностранным агентом организации «Комитет против пыток» ее основатель Игорь Каляпин заявил о том, что будет создана новая структура, с теми же целями, но в новой юридической форме, тем не менее реорганизованный «последователь» - организация «Комитет по предотвращению пыток (КПП)» был также признан иностранным агентом.

Анализируя опыт прекращения деятельности организаций-иноагентов и нежелательных организаций, признанных таковыми решениями судов или российских властей, эксперты не раз высказывали мнение о том, что ликвидированные организации продолжат обращаться как за российскими, так и за иностранными грантами, но перестанут при этом вести публичную деятельность. Сведения об их работе, как и сами названия организаций, не будут фигурировать в СМИ. Повышение непрозрачности происходит оттого что по старой норме закона публичная деятельность иноагентов приравнена Прокуратурой и Минюстом к форме государственной политики – фактор, из-за которого данные организации и попадали в реестр иноагентов. Новые поправки как раз призваны устранить текущие недочеты, считают авторы инициативы.

Подпишитесь