Posted 18 ноября 2015,, 21:00

Published 18 ноября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:22

Updated 8 марта, 03:22

Контрольная осечка

Контрольная осечка

18 ноября 2015, 21:00
В ближайшее время в регионах РФ начнется создание специальных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений. На борьбу с этим злом планируется бросить региональных юристов, экономистов и политологов. Однако многие российские эксперты бьют тревогу, указывая на то, что контролировать работу борцов со взяточ

Напомним, что в марте текущего года губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина обвинили в получении взятки в размере 5,6 млн. рублей и арестовали. А глава Республики Коми Вячеслав Гайзер был обвинен даже в организации целого преступного сообщества и также арестован с большой группой подельников. Вместе с тем, отмечают эксперты, на скамью подсудимых попадают далеко не все преступники, и по этой причине в обществе зреет сильное недовольство, страна же рискует получить еще целую армию «красногорских стрелков».

«И это вполне может произойти, если проводить борьбу с коррупцией непродуманными методами, – заявила «НИ» председатель Ассоциации адвокатов России «За права человека» Мария Баст. – В настоящих условиях доверять контроль за антикоррупционными органами главам регионов категорически нельзя. Надо сказать, «стрелки» отметились не только в Красногорске. Так, в 2012 году в Сургуте один из них убил двоих чиновников, пытавшихся снести принадлежавший ему автосервис. В том же году в Волгоградской области предприниматель расстрелял главу Светлоярского района, который, по утверждению «стрелка», брал у него взятки, но обещаний не исполнял. Что же будет, если еще и контроль над борцами с коррупцией отдать региональным властям?»

Многие руководители субъектов страны покрывают коррумпированных районных руководителей, утверждают эксперты. Это усиливает недовольство граждан. А по одной из версий, напоминают эксперты, «красногорский стрелок» Амиран Георгадзе расстрелял чиновников из-за отказа в возврате 20 млн. долларов, которые он им передал ранее для неких целей. Напомним, расстрел четырех человек, в том числе замглавы администрации Красногорского района, произошел 19 октября в подмосковном городе Красногорске. Через пять суток было обнаружено тело подозреваемого в убийствах – 55-летнего местного бизнесмена, бывшего члена политсовета районного отделения «Единой России» Амирана Георгадзе. Следствие объявило, что он застрелился.

Многие интернет-пользователи назвали Георгадзе «борцом за справедливость», «врагом коррумпированного чиновничества» и «современным Робин Гудом». Эксперты такие отзывы не одобряют, но отмечают: люди по-настоящему устали от чиновничьего произвола и коррумпированности. А если деятельность антикоррупционных органов будет под контролем региональных глав, то ситуация только усугубится и станет взрывоопасной.

«В настоящее время антикоррупционные органы категорически нельзя подчинять главам регионов, – заявила «НИ» гендиректор Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл Россия» Елена Панфилова. – Еще одна проблема: в стране практически отсутствуют специалисты, способные выявлять и расследовать коррупционные преступления. Их настолько мало, что даже на пару органов не наберется. У нас полноценно не обучают борьбе с этим явлением. А для эффективного раскрытия и расследования таких преступлений специалисты должны обладать полноценными знаниями о системе госуправления, а также о системах других сфер страны. Вывод: последствия подчинения органов по борьбе с коррупцией главам регионов будут, мягко говоря, нерадостными».

По словам члена Совета по правам человека при президенте РФ, председателя общественной организации «Национальный антикоррупционный комитет» Кирилла Кабанова, государство ежегодно расходует 1,5 млрд. рублей на обучение региональных чиновников противодействию коррупции. «Их учат в известных вузах, в частности, в Высшей школе экономики. Но они, похоже, не усваивают уроков, – сообщил «НИ» г-н Кабанов. – Причину, по которой это происходит, еще необходимо выявить и искоренить».

Политолог Дмитрий Орешкин убежден, что антикоррупционные органы создаются исключительно с пропагандистской целью. Это одна из главных причин, по которым количество конфликтов между взяточниками и взяткодателями возрастет. «Экономический кризис уже не позволяет многим чиновникам исполнять обещания после получения взяток, – сообщил «НИ» Дмитрий Орешкин. – Получил несколько миллионов чиновник за предоставление выгодного контракта, а заказ сорвался… Вот и придут к нему «стрелки». Это не означает, что все будут действовать подобно Георгадзе. Одни явятся с ружьями, другие – с бейсбольными битами. Но число таких стычек, повторю, возрастет. Однако власти, принявшие указ, напротив, получат желаемое: в регионах борцы с коррупцией примутся ловить на взятках рядовых полицейских и учителей и громогласно сообщать об успешном продвижении борьбы с ужасным явлением».

Мария Баст уверена, что подчиняться будущие борцы с коррупцией должны только закону. «Необходима по-настоящему независимая структура, не подвластная ни главе государства, ни губернаторам. Подчиняться она должна только российскому законодательству», – высказала свое мнение «НИ» юрист. Однако российскую метастазную коррупцию при наличии профессионалов можно было бы практически полностью побороть не более чем за два года, утверждает г-жа Баст. «Но при этом, разумеется, требуется реформа госструктур и силовых органов, – уверена она. – Вот когда за совершение коррупционных преступлений у нас будут судить самых высоких чиновников, тогда и можно будет с полным правом сказать: противодействие этому явлению в нашей стране производится по-настоящему. А такие органы, которые планируется создать в регионах, способны лишь плодить новых «красногорских стрелков» и «гайзеровских команд».

"