Posted 18 октября 2007,, 20:00

Published 18 октября 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 02:13

Updated 8 марта, 02:13

Отцы и дети

Отцы и дети

18 октября 2007, 20:00
В течение ближайшей недели Центризбирком будет тщательно проверять партийные списки. При изучении перечня соискателей думских кресел можно отметить, что среди пяти с лишним тысяч кандидатов в этом году немало родственников. По мнению экспертов, увеличение числа близких людей связано с тем, что властью был дан негласный
Сюжет
Выборы

Приверженность наших политиков семейным ценностям очевидна, если внимательнее присмотреться к избирательным спискам политических партий на декабрьских выборах в Госдуму. В строю почти каждой из них можно встретить близких родственников известных политиков, возглавляющих эти списки. Ведь на этих выборах избиратель все равно будет голосовать за весь список целиком. Так что, похоже, в партиях решили, что незачем зря местам пропадать. И лучший однопартиец – это родственник.

Главным пропагандистом семейственности в парламенте стал лидер ЛДПР Владимир Жириновский, который и раньше подключал к своим мероприятиям то своих двоюродных братьев, то родную сестру. А его сын Игорь Лебедев и вовсе возглавляет думскую фракцию, дав папе возможность занять кресло вице-спикера. В этот раз Лебедев снова вошел в федеральную тройку вместе с Андреем Луговым. Есть среди кандидатов партии еще один известный родственный тандем: отец и сын Михаил и Иван Мусатовы возглавили соответственно ростовский и иркутский списки ЛДПР.

В этом году от «жириновцев» стараются не отставать и остальные партии. Родственные связи прослеживаются практически у всех. Не удержалась от такого соблазна даже «Единая Россия». Например, в Республике Тыва вторым номером значится Лариса Шойгу, которая приходится родной сестрой главе МЧС Сергею Шойгу. Сам министр после того, как федеральную тройку единолично возглавил Владимир Путин, не стал претендовать на место в республиканском списке, а усилил Ставропольскую «тройку». На Кубани на места в Думе претендуют братья-«единороссы» Ткачевы – губернатор края Александр и нынешний депутат Госдумы Алексей.

Не обошлись без родичей и конкуренты «единороссов». Так, в Ставропольском крае «Справедливая Россия», кроме идущего первым номером мэра Ставрополя Дмитрия Кузьмина, выставила его родного брата, депутата местной Думы Александра Кузьмина. Челябинскую область представляют супруги Валерий и Марина Гартунг. Еще неделю назад можно было ожидать появления в будущей Думе дуэта Варенниковых. Генерал Валентин Варенников возглавлял список эсэров по Саратовской области, а его сын Владимир – региональную группу, объединяющую Камчатский край и Сахалинскую область. Но в прошлую субботу депутат Варенников, оказавшись поставленным перед выбором – думский мандат или членский билет КПРФ, снял свою кандидатуру. Генерал предпочел остаться коммунистом.

У коммунистов вместе с входящим в федеральную тройку Жоресом Алферовым в Госдуму, четвертым номером по Иркутской области идет его сын Иван. Моральную поддержку оказывает секретарю федерального политсовета СПС Борису Надеждину, возглавляющему один из подмосковных списков партии, его супруга Анна. Но есть и настоящие рекордсмены по родственному показателю. Например, в списках Демократической партии пристроилось целое семейство Богдановых. Кроме лидера партии Андрея Богданова, баллотируются два его младших брата – Тимур и Александр, а также и жена одного из братьев Дарья.

Заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин объясняет нынешний наплыв родственников тем, что теперь выборы проходят только по партийным спискам. «Раньше кандидатам по одномандатным округам от партий нужно было объяснять, почему по спискам их партии избираются чьи-то братья или сестры, – объяснил «НИ» эксперт. – Сейчас же голосуют за партию, и никому оправдываться не приходится». Причин использования родственного ресурса, по словам экспертов, несколько. Во-первых, это простое человеческое желание пристроить своих родных. Во-вторых, использовать свою раскрученную фамилию и таким образом набрать дополнительные голоса. В-третьих – сказывается элементарная нехватка кадров. С кадровым голодом чаще сталкиваются малоизвестные партии, подчеркивает эксперт. Например, на прошлых парламентских выборах верхняя часть списка партии «Истинные патриоты» была практически оккупирована семейным кланом Раджабовых. Из 17 кандидатов общефедеральной части избирательного списка целых семь человек носили эту фамилию. «Им просто некого поставить в списки, кроме как своих родственников, – поясняет «НИ» г-н Макаркин. – Кроме того, здесь присутствует и элемент доверия к близким людям».

Эффект от включения родни в избирательный список, как считают специалисты, двойственный. В большинстве случаев люди негативно относятся к появлению «дубликатов» знакомых фамилий в бюллетенях. Исключения, как показывает практика, бывают в случае, когда политик, чей родственник представлен в списке, очень популярен в данном регионе или в целом по стране. Или родственник обладает собственным политическим ресурсом. Например, губернатор Краснодарского края Александр Ткачев настолько популярен в своем регионе, что это отбрасывает тень популярности и на его родного брата Алексея, который, напомним, сейчас является депутатом Госдумы, и его имя снова фигурирует на выборах.

Директор Института прикладной политики Ольга Крыштановская полагает, что сейчас семейственность пронизывает элиту сверху донизу. Достаточно вспомнить новое правительство, в котором глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова является супругой министра промышленности и энергетики Виктора Христенко, а министр обороны Анатолий Сердюков женат на дочери премьера Виктора Зубкова. «Процесс переходит в открытую стадию, – говорит «НИ» Крыштановская. – То, что зять и тесть, муж и жена вместе работают в правительстве, это беспрецедентно. Это не запрещено законом, но есть нормы, принятые в цивилизованном обществе. Когда такое обнаруживается на уровне федерального правительства, то это, как всегда, становится негласным сигналом: это возможно и для других». Основной причиной проникновения во власть родственников эксперт считает кадровые проблемы. «Власти не хватает людей, а сейчас ей необходимо сомкнуть ряды и осуществить мобилизацию элиты», – утверждает г-жа Крыштановская.

А вот в Центризбиркоме ничего страшного в том, что партийцы привлекают к избирательному процессу своих родственников, не видят. Член ЦИК Елена Дубровина сказала «НИ», что у нее лично отношение к этому спокойное. «Если это не принимает массового характера, то ничего в этом плохого нет, – отметила она. – Понятно стремление политиков ставить в списки надежных людей, которым доверяют».

"