Posted 18 августа 2003,, 20:00

Published 18 августа 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

Силовая «контрмиссия»

18 августа 2003, 20:00
Законодателям предлагают навести «порядок в религии»

В числе первоочередных законопроектов, включенных в план работы комитета по государственному строительству Госдумы в осеннюю сессию, планируется рассмотреть заведомо скандальные поправки в Административный кодекс. В частности, в документ предполагается добавить статью: «Навязывание гражданам религиозной литературы и убеждений против их воли».

В законопроекте предполагается ввести наказания по двум пунктам. За «навязывание гражданам по месту их жительства либо на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах, за исключением мест, в которых разрешена культовая и миссионерская деятельность, религиозной литературы или убеждений против их воли» предлагается наказывать административным штрафом в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда. Проведение же «публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания» влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; а на юридических лиц – от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Понятно, что данный законопроект, в первую очередь, направлен против представителей так называемых нетрадиционных конфессий. Именно они, как известно, наиболее активно занимаются миссионерской деятельностью, нередко раздражая тем самым часть последователей тех церквей, за которыми у нас по определению закреплен статус традиционных.

Кроме того, вообще не ясно, что имеется в виду под формулировкой «навязывание гражданам … религиозной литературы или убеждений против их воли». В юридическом смысле остается весьма расширенное поле для толкований. Причем, очевидно, что с 28 статьей Конституции России, в которой гарантируется свобода «выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними», авторы законопроекта знакомы, т.к. пояснительная записка к поправкам в Административный кодекс начинается с упоминания именно этой нормы. Однако, по мнению авторов законопроекта, «активная деятельность по распространению религиозных убеждений одних граждан влечет нарушение свободы вероисповедания и оскорбление религиозных чувств других граждан». На ограничение этой «активности» и предполагается направить данный законопроект. В конце пояснительной записки к документу указывается даже конкретный адрес приложения сил: «В последние годы в Российской Федерации заметно активизировалась деятельность различных сект с центрами за рубежом…» Весьма знакомые мотивы.

Несомненно, проблема существует, но она носит отнюдь не специфический российский характер. К тому же решать ее вновь предлагается давно испытанными (правда, в основном на «традиционалистах») «силовыми методами».

"