Posted 18 июля 2013,, 20:00

Published 18 июля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:57

Updated 8 марта, 04:57

Член Общественной палаты РФ Николай Сванидзе

Член Общественной палаты РФ Николай Сванидзе

18 июля 2013, 20:00
Приговор, вынесенный в четверг оппозиционеру Алексею Навальному, вызвал большой резонанс в политических, правозащитных кругах, среди аналитиков и политологов, не оставил он равнодушными и рядовых граждан страны. Член Общественной палаты РФ, тележурналист Николай СВАНИДЗЕ обратился к членам президентского Совета по прав
Сюжет
Суды

– Николай Карлович, как вы оцениваете приговор, вынесенный в отношении Алексея Навального Ленинским райсудом города Кирова?

– На мой взгляд, это решение не имеет никакого отношения к реальному правосудию. Это политический процесс, и Навальный сейчас совершенно по всем соображениям – и моральным, и каким угодно – может считаться политическим заключенным.

– Это судебное решение способно каким-то образом повлиять на общественно-политическую ситуацию в стране?

– Я считаю, что это очень опасное решение и для властей, и для страны. Дело в том, что окончательно затаптывается суд как институт в нашей стране. Независимый институт, не зависимый от исполнительной власти. Теперь уже очевидно, что он стал абсолютно управляемым инструментом исполнительной власти, а это значит, что у любого политического протеста, у политической оппозиции нет никаких легальных вариантов выражения своей позиции. А если нет легальных, то остаются нелегальные. А сейчас страна не в том замечательном социально-экономическом положении, в каком она была десяток лет назад, и многие проблемы налицо, и они будут обостряться, люди будут протестовать, люди будут возмущаться. А легальных путей для этого возмущения власть не оставляет. Следовательно, ситуация будет радикализироваться. Значит, это решение можно признать очень серьезным шагом на пути радикализации обстановки в стране. Это очень опасная вещь.

– Получается, что таким образом власть провоцирует людей на решительный протест?

– Да, власть провоцирует оппозицию, любую оппозицию. И это не обязательно интеллигентные молодые люди на Болотной площади. С изменением социально-экономической ситуации оппозиция может стать и более простой, как по социальному составу, так и более массовой по количеству. И власть провоцирует эту оппозицию на нелегальные варианты возмущения, на нелегальные ходы. А нелегальные – это всегда радикальные, всегда опасные. Я считаю, что это абсолютно безумное и иррациональное решение власти.

– Общественная палата будет как-то реагировать на вынесенный приговор?

– Я не готов говорить за всю палату, но лично я поставил перед Советом по правам человека вопрос о необходимости проведения независимой экспертизы дела Алексея Навального и дела «Кировлеса».

– СПЧ уже как-то отреагировал на ваше предложение?

– В пятницу будет заседание СПЧ. Я вопрос поставил и буду отстаивать свою позицию, потому что ситуация слишком серьезная и слишком, как я написал своим коллегам, потенциально угрожающая для того, чтобы мы могли оставаться в стороне. В СПЧ есть довольно серьезное количество ответственных и честных людей, поэтому я думаю, что что-то будет предпринято.

– Как вы полагаете, будут ли предприняты еще какие-то общественные действия, направленные против вынесенного приговора Навальному?

– Не исключаю, что будут какие-то публичные акции. И власть будет реагировать на них очень жестко. Могут разогнать какой-то митинг, могут еще что-то сделать, но я считаю, что долгие стратегические последствия будут очень плохими. Беда в том, что это решение будет иметь долгоиграющие последствия.

"