Posted 18 июля 2006,, 20:00

Published 18 июля 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:02

Updated 8 марта, 09:02

Отдать голос до срока

Отдать голос до срока

18 июля 2006, 20:00
Вчера «Единая Россия» в очередной раз поддержала идею восстановления досрочного голосования на выборах. Соответствующий законопроект Госдума приняла в первом чтении 8 июля. Оппозиция считает, что восстановление досрочного голосования – это подготовка к масштабной фальсификации грядущих выборов.
Сюжет
Выборы

В поддержку восстановления досрочного голосования вчера высказался депутат Госдумы от фракции «Единая Россия» Владимир Груздев. «Таким образом мы хотим дать возможность проголосовать как можно большему числу избирателей», – сказал он. По словам депутата, существующая процедура, когда граждане вынуждены дважды обращаться в избирательную комиссию (вначале для получения открепительного удостоверения, а потом – собственно для голосования), «создает неудобства», а в случае региональных выборов «делает голосование просто невозможным». Восстановление же досрочного голосования приведет к повышению явки, и выборам больше не будет грозить срыв, что не раз происходило в последние годы.

Досрочное голосование отменили в 2002 году в связи с введением открепительных удостоверений. Теперь среди поправок в избирательное законодательство, принятых Госдумой на последнем в нынешнюю весеннюю сессию заседании 8 июля, есть пункт о восстановлении досрочного голосования. Избиратели получат право не ранее чем за пять дней до голосования прийти в помещение избирательной комиссии, написать заявление и сразу же получить бюллетень, который после заполнения передается избирательной комиссии на сохранение.

Один из авторов законопроекта депутат Госдумы Михаил Емельянов («Единая Россия») говорит, что поправка принимается в интересах «тысяч людей, которые не могут реализовать свое избирательное право». Впрочем, на обсуждении законопроекта в Госдуме депутат признался, что статистики о желающих голосовать досрочно в его родном округе нет.

По мнению другого «единоросса» Вячеслава Володина нарушения при досрочном голосовании если и будут, то на исход выборов повлияют не сильно, так как «досрочно голосуют максимум три процента». У представителей оппозиции другое мнение. Так, коммунист Иван Мельников утверждает, что досрочное голосование – это «инструмент принудительного повышения явки, бесконтрольного запугивания избирателей властью через работодателей и давления на избирательные комиссии». И что еще несколько лет назад на многих местных выборах доля досрочно проголосовавших доходила до 60–70% от общего числа проголосовавших, что неизменно приводило к скандалам. Тем более что наблюдатели контролировать ход досрочного голосования не могут.

Глава Центральной избирательной комиссии РФ Александр Вешняков также выступает против восстановления досрочного голосования. По его мнению, нынешних нововведений в законодательство и так достаточно для предоставления гражданам возможности участвовать в выборах. Так, введены единые дни голосования – второе воскресенье октября и второе воскресенье марта, когда минимум людей находятся в отпусках. А проводить досрочное голосование в труднодоступных местностях закон разрешает и сейчас.

Руководитель группы «Меркатор» Дмитрий Орешкин рассказал «НИ»: «В Белоруссии 30% проголосовали досрочно, и все они были за Лукашенко. Зачем нам подставлять свою избирательную систему и делать ее уязвимой для критики?» По мнению политолога, «разговоры о помощи людям» также не имеют под собой основания, потому что «не так много тех, кто хотят проголосовать и уезжают».

Руководитель Ассоциации защиты прав избирателей «Голос» Лилия Шибанова заявила «НИ», что максимальная фальсификация на выборах «делается именно по досрочному голосованию», когда «в рабочий день гонят народ с предприятий и ставят контролера, чтобы проверил, что все проголосовали, как надо». Поэтому восстановление досрочного голосования следует расценивать как подготовку к фальсификации на выборах 2007–2008 годов. «Единороссы» понимают, что больше своих 34% не возьмут, и собираются все остальное добрать на досрочном голосовании», а «лоббирование такой поправки – это возврат к самым грязным технологиям фальсификации». Тем более что в старом законе было положение о раздельном подсчете голосов проголосовавших досрочно и проверке их на соответствие общей структуре голосования. Теперь же о восстановлении этой нормы речь не идет. По мнению Лилии Шибановой, о фальсификации можно будет однозначно говорить, если количество досрочно проголосовавших превысит 1% от общего числа участвовавших в выборах.

"