Posted 18 июля 2005,, 20:00

Published 18 июля 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:27

Updated 8 марта, 09:27

Атаманы против ГПУ

18 июля 2005, 20:00
Казачьи атаманы Волгоградской области намерены активно участвовать в формировании новых органов самоуправления. Помимо участия в выборах они требуют от муниципальных властей согласовывать с казачьими обществами параметры и исполнение местных бюджетов и пытаются лоббировать размещение сельскохозяйственных заказов на под

Выдвинуть властям беспрецедентные требования казаков побудил федеральный закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления», который должен вступить в силу с 1 января 2006 года. По мнению атамана Волгоградского округа Всевеликого войска Донского Александра Бирюкова, для казаков это «шанс вернуться к системе традиционного самоуправления».

«Эта идея обсуждалась и в мае 2003 года в Ставрополе на Первом круге всех российских казаков, и в 2005 году в Новочеркасске на Втором всероссийском казачьем круге, – говорит Александр Бирюков. – В итоге мы приняли решение обратиться к местным представительным органам, чтобы они наделили хуторские и станичные казачьи общества особыми полномочиями».

Что же это за полномочия? Во-первых, казаки «просят разрешения» участвовать в формировании местных бюджетов и в контроле за их расходованием. Во-вторых, стремятся к закреплению за ними статуса структурообразующих организаций. В этом случае, будучи субъектом законодательства о реабилитации, казаки смогли бы вне конкурса получать муниципальные заказы на поставку сельхозпродукции, охранять порядок, следить за противопожарной и экологической безопасностью, так как все эти функции местного самоуправления могут выполняться казаками, внесенными в государственный реестр.

Есть у волгоградских казаков и политические претензии. Доступ к реальным рычагам управления они пытаются получить двумя способами: через участие в местных выборах и с помощью уже существующих органов власти. В начале июня руководителям муниципалитетов были разосланы «Практические рекомендации», в которых были подробно описаны преимущества сотрудничества местных властей с казаками. Плюсы были практически во всем: от переизбрания на должность с помощью казачьих общин, до «дополнительных экономических возможностей» в виде дотаций и субсидий, полагающихся казачьим обществам как субъектам реабилитации.

Сейчас в районах идет активный процесс формирования новых казачьих обществ. После того как руководство Волгоградского казачьего округа поставило задачу довести количество последних до числа административных единиц региона, число казачьих систем самоуправления, дублирующих местные органы власти, быстро выросло до 70. Казачьи общества есть уже во всех крупных селах региона. По оценкам атаманов, общая численность казаков Волгоградской области приближается к 100 тысячам, хотя в государственном казачьем реестре официально числятся около 30 тысяч человек.

Однако казачья экспансия уже натолкнулась на сопротивление власти. Например, администрация Октябрьского района Волгоградской области согласилась закрепить в уставе особую роль казачества, как общности, исконно проживающей на местной территории, но государственно-правовое управление (ГПУ) региона отказалось регистрировать такой устав.

По мнению начальника ГПУ Александра Мингеса, наделение казачьих обществ особыми привилегиями противоречит главному принципу Конституции Российской Федерации – равноправию граждан. «Казаки могут участвовать в выборах только как общественные организации, – говорит руководитель государственно-правового управления Волгоградской области. – Любое специальное упоминание социальных групп, в том числе казачества, в районных уставах нарушает конституцию. На этом основании всем подобным уставам откажут в регистрации».

Теперь споры грозят перейти в залы судов. О намерении отстаивать свою позицию уже заявили и руководители казачьего округа, и представители ГПУ.

"