Posted 18 июля 2005,, 20:00

Published 18 июля 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:27

Updated 8 марта, 09:27

«Нужны гарантии, что государство не предаст»

«Нужны гарантии, что государство не предаст»

18 июля 2005, 20:00
Пока правительство выделяет огромные суммы на развитие патриотизма, настоящие патриоты страны – Герои Советского Союза, России и Социалистического Труда продолжают голодовку протеста. Как пояснил «НИ» президент фонда «Герои Отечества» Валерий Бурков, их цель – добиться допуска граждан к выработке важнейших государствен

Голодающие Герои России и Советского Союза, а также присоединившийся к ним Герой Социалистического Труда уже не рассчитывают на благосклонность правительственных чиновников и намерены искать справедливости в кабинете главы государства. Дело в том, что чиновники до сих пор не удосужились дать заключение на проект закона «О статусе Героев…», направленный на имя премьер-министра Михаила Фрадкова 10 июля. По словам Героя Советского Союза, президента фонда «Герои Отечества» Валерия Буркова, инициировавшего голодовку, нежелание учесть мнение людей «со звездами» хотя бы в выработке дальнейших решений, касающихся судеб льготников, свидетельствует о полной некомпетентности и циничности нашей бюрократии. «Однако на прошлой неделе состоялся диалог с Советом Федерации, и наш Координационный совет уже направил слова благодарности спикеру верхней палаты Сергею Миронову, – сообщил «НИ» г-н Бурков. – Теперь мы рассчитываем, что он сможет повлиять на правительство, а также оказать помощь в подготовке встречи Героев с президентом».

Аналогичные письма-пожелания участники голодовки направили президенту Торгово-промышленной палаты Евгению Примакову, доктору Леониду Рошалю, а также патриарху Алексию. Адресатом отчаянного послания также стал руководитель кремлевской администрации Дмитрий Медведев. Чуть ранее встречу с президентом обещал устроить Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин. Вместе с тем даже он не смог дать гарантии, что Герои получат к нему доступ. Первая его встреча с заместителем главы администрации президента Владиславом Сурковым закончилась ничем. «Сурков обещал подумать», – сказал г-н Бурков. Вчера он должен был сообщить о результатах своих раздумий г-ну Лукину. Что решил высокий кремлевский начальник: допускать ли голодающих Героев к Владимиру Путину или нет, станет известно сегодня.

Участники акции не намерены покидать место голодовки (здание одного из научных институтов на севере Москвы), пока не дождутся официальной реакции властей. При этом их больше интересуют не собственные льготы и привилегии, которые государство просто обязано гарантировать, а общественная реакция. «Очень важно этой акцией открыть людям глаза, убедить их в необходимости защиты своих законных прав, о которых наверху даже не догадываются. Если нам удастся показать гражданам, что только активная борьба может сломить бюрократическую броню, мы победим», – заявил «НИ» г-н Бурков.

Между тем вчера в 9 утра состав Героев, непосредственно принимающих участие в голодовке, изменился. Небольшую комнату на Смольной, 2, покинули Евгений Кирюшин (в связи с серьезной болезнью жены) и Геннадий Кучкин (по состоянию здоровья). Теперь вместе с Валерием Бурковым голодать будут Герой России заслуженный летчик-испытатель Олег Щепетков и Герой Социалистического Труда, шахтостроитель Юрий Рахманов.

У каждого из них своя судьба и свои аргументы в пользу голодовки. Но все они единодушно признают, что жить в стране с недееспособным правительством и чрезмерно надменным чиновничьим аппаратом нельзя. «Цель – не материальные блага. У меня «геройских» надбавок вообще нет, – говорит Олег Щепетков, только что примкнувший к голодовке. – Нужны гарантии того, что государство не отвернется от своих граждан, не предаст».

А сам он верой и правдой служил государству ни много ни мало 33 года. «Всякое случалось. И прыгать приходилось с падающего самолета. В одном из таких происшествий погиб мой лучший друг. Два раза садился вынужденно, когда отказывал двигатель, разбивался. Теперь все переломано», – вспоминает свою летную работу испытатель Щепетков. В минувшую пятницу он вернулся из Берлина, где проходили испытания новых моделей техники, и очень сожалеет, что такие мероприятия у нас, в России, стали скорее исключением, чем правилом. «Хочется, чтобы страна уверенно стояла на ногах, чтобы хоть внуки жили нормально», – мечтает Герой.

Юрий Рахманов, заступивший на голодовку вчера, требует, как и его товарищи, чтобы Герои Социалистического Труда были уравнены в правах с Героями боевыми. «Таких людей не так много – не более 3 тысяч, но и о них государство не желает позаботиться соответствующим образом, – говорит он. – Я, например, работаю с молодыми, воспитываю их, передаю новому поколению свои познания в области строительства шахт. Если они спросят у меня, кто я, что я им отвечу?». История г-на Рахманова тянет на то, чтобы ее описывали в учебниках. Родом он с Дальнего Востока, там, на одной из шахт в Дальнегорске, он 20 лет проработал под землей бригадиром проходческой бригады. Геройского звания г-н Рахманов удостоился в 71-м, а в 78-м стал лауреатом Государственной премии. А сегодня, по словам Героя труда, комбинат, где он трудился, развален почти полностью, молодые в поисках заработка подались на добычу золота и алмазов. «Поднимать производство теперь некому. Проще быть подрядчиком у китайцев или японцев, вырубающих российский кедр», – констатировал участник голодовки.

Валерий Бурков, удостоенный геройского звания за участие в боевых действиях в Афганистане, сожалеет, что пришлось идти на крайние меры, чтобы отстоять принцип «власть для народа». По словам Героя, потерявшего обе ноги, подорвавшись на мине, даже на поле боя добиваться цели было подчас проще, чем вести какой бы то ни было диалог с российскими чиновниками.

В Афганистане г-н Бурков был авиационным наводчиком – координировал действия советской авиации в пехотных войсках. На одной из операций под Кандагаром в марте 84-го пехота вышла на установленный рубеж. «С одной стороны была «зеленка» (небольшие зеленые участки с деревьями. – «НИ»), а с другой – пустыня. И тут в воздухе появилась пара истребителей-бомбардировщиков Су-17, – вспоминает Бурков. – Зная правило, что над тобой не должно быть неуправляемой авиации, я включил радиостанцию и сообщил, что в квадрате рядом с пехотинцами работать нельзя, слишком близкое расстояние». На это последовал ответ вклинившегося в эфир старшего штурмана армии: «Боцман, не мешай, они работают по плану». После этого в эфире, по словам г-на Буркова, состоялся жесткий разговор, но вышестоящий по званию был убежден в своей правоте, поэтому заставить авиацию уйти было невозможно. «Последовали разрывы кассетных бомб впереди от нас, ситуация вышла из-под контроля, связь прервалась. Результатом этой «операции» стали 8 раненых и 4 трупа (из состава афганских правительственных войск)», – вспомнил Бурков. Он считает, что в этом эпизоде напрашивается параллель с действиями современных чиновников: «Власть имущие чаще должны слушать людей снизу, на земле, иначе будут непредсказуемые последствия – с искалеченными человеческими жизнями».

"