Posted 18 июля 2004,, 20:00

Published 18 июля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 02:23

Updated 8 марта, 02:23

Михаил Федотов

Михаил Федотов

18 июля 2004, 20:00
В ожидании хороших новостей

Выступление Владимира Путина перед российскими послами осталось почти не замеченным американской прессой. А зря. Как минимум один пассаж в президентской речи прямо касался отношений между Россией и США: «В конструктивных, добрых отношениях с Россией должны быть заинтересованы как можно более широкие круги американского общества, включая, разумеется, и бизнес».

Должны быть заинтересованы! Но пока они не знают об этом своем долге. Напротив, они знают, что многие попытки крупных американских корпораций по правилам, а не по понятиям инвестировать в перспективные российские предприятия заканчивались, как правило, надувательством. Они знают, как бизнесменов, вложивших свои доллары в совместные с российскими партнерами предприятия, просто выкидывали из бизнеса, прикрываясь «братками» и купленными судебными решениями. Они знают, что на каждом шагу в России от них будут требовать взятки. Они знают, что даже личная безопасность им не гарантирована. Недавнее убийство редактора русской версии журнала Forbes Пола Хлебникова – наглядное и очень мрачное свидетельство.

Не надо удивляться тому, что американская пресса время от времени информирует свою аудиторию обо всем этом. Она просто делает свою работу: рассказывает читателю, зрителю, слушателю о том, что его интересует. В конце 80-х – начале 90-х та же пресса захлебывалась от восторга по поводу России: крах тоталитарного режима, свободные выборы, независимые СМИ, Конституционный суд, рыночные реформы... Но восторги поутихли, когда полилась кровь, расцвела коррупция, сформировалась олигархия, замкнулась в себе власть.

Нам снова нужны восторги, и для этого мы намерены использовать зарубежную прессу как своего коллективного пропагандиста, агитатора и организатора? Что за бред? Конечно, и за океаном она не безгрешна, но не нужно думать, что российским послам под силу заставить ее пересмотреть свою редакционную политику в отношении нашей страны. А ведь именно так некоторые СМИ интерпретировали поставленную Путиным перед диппредставительствами задачу «принять активное участие в формировании непредвзятого благоприятного представления о внутренней и внешней политике Российской Федерации, о ее истории, о ее культуре, о сегодняшнем развитии».

Задача не нова, и в своем время, будучи постпредом России при ЮНЕСКО, я и сам выполнял ее. Но, думаю, ни у кого не повернется язык обозвать концерт Булата Окуджавы, приуроченный к 50-летию окончания Второй мировой войны, пропагандистской акцией. Тем более что наш замечательный поэт крайне резко говорил тогда о чеченской войне. А я сидел в зале вместе с почетными гостями и не мог аплодировать его словам, хотя был с ними согласен: положение посла обязывает.

Убежден, что президент по собственному опыту загранработы отлично знает реальную цену внешнеполитической пропаганды. Какими бы грандиозными ни были затраты на создание потемкинских деревень на берегах Потомака, Шпрее или Сены, все равно в общественном мнении Россия останется страной, откуда приходят плохие новости. До тех пор, пока не начнут приходить хорошие…

Вашингтон

Автор – министр печати РФ в 1992–1993 гг., секретарь Союза журналистов России.

"