Posted 18 июля 2004,, 20:00

Published 18 июля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:50

Updated 8 марта, 09:50

Последняя попытка

Последняя попытка

18 июля 2004, 20:00
Чиновничья реформа окончательно зашла в тупик. В конце минувшей недели Владимир Путин подписал указ «О мерах по совершенствованию государственного управления». В соответствии с ним образуется одноименная комиссия, включающая три группы под руководством помощников президента Виктора Иванова и Игоря Шувалова, а также гла

Час «икс» для кремлевских чиновников настанет 1 сентября. Именно тогда истечет срок, отпущенный на ликвидацию всех недоработок прежних кураторов изрядно затянувшейся реформы. До сих пор не ликвидированы министерства и ведомства, входившие в прежнюю структуру правительства, а это было одним из пунктов первого этапа модернизации чиновничьего аппарата. Изначально предполагалось, что с ними должно быть покончено к 1 июня этого года. Однако кадровые перестановки отняли у членов комиссии по проведению административной реформы (комиссия бывшего зампреда правительства Бориса Алешина. – Ред.) слишком много времени. Первые шаги нового правительства на реформаторском поприще, по мнению экспертов, опрошенных «НИ», ощутимых результатов также не принесли.

Указ президента по дроблению реформы на сектора, по мнению президента Института современной политики Владимира Лысенко, возник как реакция на медлительность чиновников. «Но создание комиссии – это скорее выпускание пара, чем желание качественно завершить реформу», – заявил «НИ» г-н Лысенко.

Тем не менее четкое деление вновь созданной комиссии на три отраслевые группы все-таки может поспособствовать тому, что реформе будет дан новый импульс. Группа Виктора Иванова должна довести до конца реформирование государственной службы. Уладить вопросы федеративных отношений и местного самоуправления должна группа Игоря Шувалова. А самыми деликатными для российской бюрократии вопросами выстраивания системы и структуры федеральных органов исполнительной власти будет ведать один из непосредственных инициаторов административной реформы Дмитрий Козак.

Комиссия, по замыслу ее создателей, должна обеспечить согласованность действий на всех направлениях реформирования. Впрочем, учитывая ревностное отношение г-на Козака к своему детищу, не исключено, что его мнение будет доминировать. «Козак – очень жесткий человек и гнет свою линию, не учитывая альтернативных предложений, – считает Владимир Лысенко. – Очевидно, глава государства сделал ставку на шуваловские мягкость и гибкость, а также на военную строгость г-на Иванова, которые могут нейтрализовать политическую активность Козака».

Согласно указу, члены комиссии и ее руководитель – шеф президентской администрации Дмитрий Медведев – должны разрабатывать и представлять президенту проекты федеральных законов, касающихся совершенствования госуправления. Речь идет о написании положений по каждому из министерств, а также о регламентах, упорядочивающих межведомственные положения. Это значит – в Кремле признают, что напрасно отклонились от первоначальной концепции административной реформы. Как заявил «НИ» бывший советник экс-президента Ельцина по политическим вопросам Михаил Краснов, сначала необходимо было понять, какие полномочия дать каждому органу исполнительной власти, а уж потом придумывать ему название. «У нас же сначала министерства назвали по «именам», расширив или сузив их сферы влияния, а потом решили прописать это в юридическом документе», – заметил эксперт.

А вот, по мнению независимого депутата Владимира Рыжкова, «в реформах нерешенных вопросов гораздо больше, чем решенных, а потому такой орган был просто необходим». Он заявил «НИ», что каждой из групп комиссии предстоит много «бумажной» работы, без которой реформы не сдвинутся с мертвой точки. К примеру, группе Виктора Иванова предстоит подготовить два сложных законопроекта «О государственной военной службе» и «О государственной службе в правоохранительных органах». Без отпуска, считает г-н Рыжков, придется работать и Дмитрию Козаку. «В одном из недавних выступлений он выдал себя, сказав, что «министерства парализованы не полностью», чем косвенно признал, что без необходимых положений правительство фактически бездействует», – сообщил депутат.

Однако структурные «недоразумения», по единодушному мнению экспертов «НИ», отходят на второй план по сравнению с содержанием реформ. По словам г-на Рыжкова, если группа Шувалова не успеет разграничить полномочия между уровнями управления, то в 2005 году может наступить управленческий коллапс.