Posted 18 июня 2012,, 20:00

Published 18 июня 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:37

Updated 8 марта, 05:37

Обойтись не по-семейному

Обойтись не по-семейному

18 июня 2012, 20:00
Сегодня в Госдуме будет рассматриваться законопроект, главная цель которого – защитить детей, находящихся в кризисной ситуации. Суть инициативы заключается в установлении в стране института социального патроната. Такая форма работы с неблагополучными семьями должна стать хорошей альтернативой существующей на данный мом

Первые слушания по законопроекту №4219–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства» намечены уже на сегодня. Проект вводит новый формат работы органов опеки и попечительства с неблагополучными семьями – социальный патронат. Это значит, что «ячейки общества», которые, по мнению социальных работников, «находятся в социально опасном положении, создают своими действиями (бездействием) условия, препятствующие нормальному воспитанию и развитию» несовершеннолетнего и отрицательно влияют на его поведение, будут поставлены на контроль.

Эта мера должна стать хорошей альтернативой «механическому» изыманию ребенка из семьи, которое повсеместно применяется сегодня. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что «социальный патронат представляет собой определенное вмешательство в семью, поэтому его осуществление будет возможно только с согласия родителей (законных представителей) и с учетом мнения несовершеннолетнего ребенка, достигшего 10-летнего возраста». Однако если родители решат отказаться от такого вмешательства, то, руководствуясь статьей 77 Семейного кодекса РФ, органы опеки поставят вопрос об изъятии ребенка.

«Социальный патронат – вещь абсолютно необходимая, но его введение всегда блокировалось теми, кто заинтересован в массовом потоке сирот в интернаты, – говорит «НИ» исполнительный директор общественной организации «Право ребенка» Борис Альтшулер. – У нас в стране каждый день около 300 детей разлучают с родителями. Это огромный доход для чиновников, которые отвечают за сирот». Наш собеседник подчеркнул, что приоритеты данного закона можно только приветствовать, однако в нем «есть очень страшные подводные камни, которые могут свести всю инициативу к нулю».

Одним из этих таких «камней», по мнению правозащитника, может стать неопределенность в формулировке закона. «Фактически этот документ дает возможность вторгаться в каждую семью, – заявила «НИ» член правления Российского детского фонда Ирина Медведева. – Любого родителя можно подозревать в том, что ребенок в его семье находится в «опасной ситуации», так как четких определений этой ситуации закон не дает. Значит, у чиновников появляется возможность для субъективной оценки. В частности, под это понятие может попасть семья, где родители шлепают ребенка или мало зарабатывают, а также где дети вместе со взрослыми соблюдают церковный пост, так как, с точки зрения светской логики, это может стать нарушением права ребенка на полноценный рацион питания». По словам г-жи Медведевой, социальный патронат способен «поместить жизнь семьи в аквариум», а также стать еще одним аргументом в пользу того, чтобы не заводить малыша. «На Западе я это видела неоднократно, – утверждает собеседница «НИ». – Это страшное унижение, когда в странах Скандинавии (Дании, Швеции и Норвегии) люди не могут зашторить окна в собственной квартире, потому что местные социальные работники могут их в чем-то заподозрить».

Также помешать нормальной реализации законопроекта может система финансирования, считают эксперты. «Органы опеки будут назначать социальный патронат, и они же будут на него получать деньги из бюджета, причем немалые, – продолжает г-н Альтшулер. – В результате у опеки возникнет колоссальный финансовый соблазн как можно больше вторгаться в семьи под предлогом «нормализации». Необходимо разделить заказчика и исполнителя, чтобы назначала патронат не опека, социальные комиссии муниципалитетов, куда бы вошли представители полиции, соцзащиты и образования».

Средства на реализацию социального патроната действительно потребуются огромные. В финансово-экономическом обосновании законопроекта говорится, что заработная плата одного социального педагога составит около 16,5 тыс. рублей в месяц, и дополнительно ему будет выплачиваться пять тыс. рублей на транспортные расходы. При этом проект устанавливает, что на одного социального работника должно приходиться не более 30 семей. По расчетам правительства, каждому субъекту РФ потребуется приблизительно по 34 соцпедагога, что затребует 8,8 млн. рублей в год. А субъектов у нас 83, то есть ежегодно из бюджета будет выделяться на эти цели по 730,4 млн. рублей. «Один человек на 30 семей – это ни о чем», – говорит «НИ» координатор команды «Помощь семьям в сложной жизненной ситуации» благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Ксения Стацинская. – В нашей добровольческой организации действует правило, что у одного волонтера под сопровождением может быть не больше двух семей. Только так от его работы можно ждать результата. А если у соцработника будет 30 семей, то он за месяц даже обежать их не успеет, поэтому все ограничится только формальными отписками о проделанной работе».

НА УКРАИНЕ СЕМЕЙНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ УСУГУБЛЯЕТСЯ ИЗ-ЗА ОТСУТСТВИЯ ВНЯТНЫХ ЗАКОНОВ

На Украине нет законов, которые бы обязывали контролировать неблагополучные семьи. В стране ежегодно увеличивается количество детей, которые становятся социальными сиротами при живых родителях. Растет и число семей, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах и не могут воспитывать ребенка. Только по официальным данным МВД, в стране насчитывается около 20 тыс. неблагополучных семей, в которых воспитывается 48 тыс. детей.

Социальные работники неоднократно ставили перед местными властями вопрос о необходимости разработать хотя бы алгоритм взаимного информирования всех служб, занимающихся семейным неблагополучием, говорили о том, что стоило бы подключать к решению наболевших вопросов общественные организации. Однако на Украине по-прежнему нет нормативных актов, которые бы обязывали, например, беременную женщину заботиться о своем здоровье. Не хватает и врачей, наблюдающих за проблемными семьями. Один врач работает на нескольких участках и не может в полной мере вести ту или иную семью. На учет в милицию такие семьи и живущие в них дети ставятся только в крайнем случае – когда медики, правоохранители и общественность исчерпали все возможные методы убеждения. Следующий шаг – лишение родительских прав. Дети при этом отправляются в интернаты, и, согласно статистике, уже в первые пять лет после выхода оттуда каждый второй воспитанник интерната совершает преступление, каждый пятый становится бомжем, а каждый седьмой пытается покончить с собой.

Яна СЕРГЕЕВА, Киев

"