Posted 19 мая 2021,, 07:19

Published 19 мая 2021,, 07:19

Modified 7 марта, 13:36

Updated 7 марта, 13:36

Неинформационный век: учителя осудили запрет Роспотребнадзора на телефоны в школах

Неинформационный век: учителя осудили запрет Роспотребнадзора на телефоны в школах

19 мая 2021, 07:19
Фото: rbk.ru
Роспотребнадзор запретил пользоваться сотовыми телефонами на уроках. Нонсенсом назвали решение в преподавательском сообществе – QR коды в бумажных учебниках появились не вчера. Минпросвещения, российские IT-гиганты, тоже не первый год внедряющие в госшколы модный искусственный интеллект, похоже, тоже не поняли юмора.

Юлия Сунцова

С этого года вступили в силу новые санитарные правила – ученики и преподаватели больше не могут использовать мобильные телефоны на уроках.

Пункт 3.5.3. нового документа гласит: «Для образовательных целей мобильные средства связи не используются». Правила будут действовать до 1 января 2027 года, и потом, возможно, будут пролонгированы.

В Роспотребнадзоре запрет обосновывают угрозой для здоровья учащихся, которую таят в себе мобильные устройства.

«Мобильные средства связи имеют чаще всего маленький размер экрана, это влечет за собой напряжение органов зрения и нарушение осанки, поэтому мобильные телефоны нельзя использовать во время урока вместо компьютера или планшета», - прокомментировали в ведомстве.

Более лояльно санитарный надзор оценил планшеты и ноутбуки: если минимальные диагонали их мониторов больше 26,6 см и 39,6 см соответственно, то пользоваться ими на уроках можно.

Ввело ведомство и временной ценз для пользования техникой при обучении. Детям 1-2 классов не следует проводить за компьютером больше 20 минут в день, 3-4 классам – нельзя больше 25 минут, 5-9 классам - вредно после 30 минут сидения за мониторами, и, наконец, 10-11 классам —крайне нежелательно проводить за устройствами больше 35 минут.

Новые СанПиНы вызвали бурные дискуссии в преподавательской среде. В 21-ом, информационном веке запрещать молодому поколению пользоваться мобильными устройствами, в какой бы то ни было жизненной сфере – значит останавливать прогресс, возвращать общество на предыдущие витки развития.

- Запрет на использование мобильных телефонов в образовательном процессе, откровенно говоря, меня озадачил. До этого мне казалось, что в плане информационных технологий мы движемся к цивилизации. - комментирует московский преподаватель русского языка и литературы, сотрудник образовательного бюро «Розетка» Любовь Дружинина. - Официально никогда не было ни разрешения, ни запрета пользоваться мобильными телефонами на уроках – вообще, мне кажется, даже обсуждать эту тему никому не приходило в голову. Мобильный телефон был просто обычным инструментом и всё.

Появились электронные учебники, в некоторых бумажных учебниках стали печатать QR коды, ссылающие на разные образовательные сайты, и вдруг эти прекрасные интерактивные практики останавливают.

Учитель рассказала, что все десять лет своей практики активно и успешно использовала мобильные устройства для планирования и проведения уроков.

- План урока, многие практические материалы – тесты, презентации, стихотворения, проза хранились у меня в заметках на телефоне. С ноутбуком учитель не может отойти от стола. С устройством, умещающимся в руке, легко передвигаться по классу, подходить к каждому ученику. Задают вопрос – если не знаешь ответ, можно быстро это исправить, заглянув в словари, например, которые хранятся тут же – в телефоне. Очень облегчали жизнь автоматизированные формы для проверки домашних заданий. Да и вообще, одна из задач учителя – готовить разный методический материал, - рассказывает преподаватель.

Ученикам, в свою очередь, очень нравилось пользоваться на уроках разными онлайн-инструментами – опросниками, квизами, играми. Много групповой работы проводилось при помощи новых диджитал-технологий.

Первоочередная задача учителя 21 века, да и современного образования в целом – научить человека самостоятельно, легко и быстро добывать информацию, сокращать до нее путь, анализировать и понимать ее, отбрасывать ненужное, а нужное и полезное применять в своей жизни. А большая часть информации хранится сегодня в интернете. Нормальный, ответственный учитель должен своему ученику помогать прокачивать эти навыки, эти компетенции, а не избегать запросов времени, рассуждают преподаватели.

Особенно эмоционально на запрет отреагировали преподаватели информатики и смежных дисциплин. Сотовый телефон для них – очень часто главный атрибут на уроке и основной инструмент для оттачивания практических навыков.

- Вето на использование телефонов на уроках меня злит, не могу найти этой инициативе разумное объяснение. Опираясь на свой девятилетний опыт преподавательской и просветительской деятельности, могу аргументированно объяснить, почему не согласна с постановлением Главного санитарного врача России, - говорит учитель информатики из Санкт-Петербурга, основатель всероссийского образовательно-развлекательного проекта Geek Teachers Арина Нуриахметова. - Запрещать использовать телефон в образовательных целях - значит лишать учеников современного и эффективного инструмента поиска информации в различных источниках, возможности проверять информацию на достоверность, лишать учеников разнообразия форматов обучения, то есть отрицательно влиять на усваивание ими знаний. Для чего мы принуждаем детей отказываться от мобильности, гибкости, технологичности, в то время как сотовые телефоны давно и прочно вошли в нашу жизнь, и это уже не изменится? Это всё равно что научить ребенка ходить, а потом приковывать обратно к кровати цепями, рассуждает преподаватель.

При помощи телефонов школьники далеко не первый год учат иностранные языки, читают новости, настраивают тайм-менеджмент, общаются друг с другом в социальных сетях, совершают покупки, да и зарабатывают деньги. Легально. В отдельных случаях такие, какие взрослым и не снились.

В наше время единственная проблема, которая может возникать вокруг мобильных устройств – незнание, как по максимуму использовать все их возможности и функции.

Дети портят зрение, бесконечно, тыкаясь в телефоны? Ну, запретим мы им пользоваться современными техническими средствами на уроках. Они достают телефон, как только выходят на перемену. Никому же не приходит в голову запретить автомобили только потому, что существует такое явление как ДТП. Такое ощущение, что взрослые в кабинетах просто перекладывают какие-то свои собственные комплексы на молодежь, комментируют преподаватели.

Поколение назад все учились по учебникам – не потому, что это был самый действенный метод, а потому что альтернатив не было!

Особенно странно борьба Роспотребнадзора с сотовыми телефонами выглядит на фоне воодушевленных заявлений Минпросвещения России о приходе в школы искусственного интеллекта и цифровизации всего и вся.

Министерство сейчас, к примеру, активно внедряет в учебные заведения образовательный сервис «Моя школа». Платформа-помощник будет агрегировать информацию из нескольких баз данных, аккумулируя в одном месте сведения о посещаемости, секциях и кружках и различных классных расходах. Учителя могут быть избавлены от бумажной работы и обязанности отчитываться о делах класса – все статусы родители смогут отследить онлайн, прокомментировал инициативу директор департамента подготовки и профессионального развития педагогических кадров Минпросвещения Андрей Милехин.

В 2018 году то же Минпросвещения хвалилось своим чат-бот для решения проблем при сдаче ЕГЭ.

Новые технологии, безусловно, помогают автоматизировать работу учителя, таким образом у него высвобождаются дополнительные силы и время на интересные и творческие задачи. Конечно, искусственный интеллект сам по себе никогда не заменит преподавателя, но сегодня никто не станет спорить, что он систему образования развивает.

Конечно, в любом разговоре об инструментах в образовании необходимо время от времени останавливаться и задумываться, о чём идёт речь: о повышении эффективности или попытке применить какой-нибудь тренд.

Второе тоже встречается. Вспомнить хотя бы об амбассадорах блокчейна или VR, которые пытаются использовать новые технологии даже там, где реальной необходимости в этих инструментах нет. Но в образовании, как и в медицине, сегодня без технологичных инструментов уже никуда.

Пандемия коронавируса показала, насколько в наш век актуальны IT-компетенции. Весь мир в одночасье перешел на дистанционное обучение, у нас на глазах строилась школа нового формата.

"