Posted 18 мая 2008,, 20:00

Published 18 мая 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:20

Updated 8 марта, 08:20

Договариваться надо

18 мая 2008, 20:00
В субботу в Москве прошло первое заседание Национальной ассамблеи, организованной коалицией «Другая Россия». Оппозиционеры называли власть «нелегитимной», а россиян «угнетенными», приняли присягу и пообещали отдать жизнь за восстановление в России суверенитета и народовластия. Единства мнений не вышло.

Называть место проведения ассамблеи организаторы мероприятия отказывались вплоть до ее начала. О том, что мероприятие пройдет в зале бизнес-центра Amber Plaza на Краснопролетарской улице, ее участникам сообщили только в субботу утром. Конспирация не помогла, и съезд не остался без традиционного внимания прокремлевской молодежи. Собравшиеся около здания активисты «Молодой гвардии Единой России» стали скандировать «Путин – Медведев», «Буш ваш бог», и даже ударили одного из депутатов. Не дождавшись реакции, «гвардейцы» побросали плакаты «За чей счет банкет?», раскидали листовки с портретом Григория Отрепьева с одной стороны и надписью «Нет политическому самозванству» – с другой, после чего разбежались. Вдогонку побежал и ОМОН.

Заседание, начало которого было запланировано на 11 часов, задерживалось: участники конференции не успевали зарегистрироваться. Каждый из них должен был подписать хартию ассамблеи и получить бейджик с надписью «депутат». В это время прошедшие регистрацию участники ассамблеи, скучая, ходили по залу, обсуждали между собой перестановки в правительстве. Один из инициаторов мероприятия Андрей Илларионов говорил журналистам, что речь не идет об очередном объединении оппозиции. Национальная ассамблея – это «форум для высказывания и обсуждения важнейших для страны вопросов», поскольку ни Дума, ни основные СМИ эту функцию не выполняют. К полудню из комнаты стали выходить члены оргкомитета. Первым в плотном кольце охраны появился Эдуард Лимонов. Спустя несколько минут из комнаты по одному потянулись и другие члены оргкомитета. Среди них: председатель Исламского комитета Гейдар Джемаль, бывший председатель Центробанка Виктор Геращенко, лидер АКМ Сергей Удальцов, исполнительный директор движения «За права человека» Лев Пономарев, лидер петербургского отделения партии «Яблоко» Максим Резник, следствие по делу которого было закончено накануне проведения ассамблеи. Последним вышел Гарри Каспаров.

После открытия заседания Анастасия Курт-Аджиева зачитала текст хартии и 451 депутат, дружно встав, поклялись «не жалеть своих сил и даже жизни для восстановления в России суверенитета и власти народа». Гарри Каспаров отметил, что «мы договариваемся между собой и этим отличаемся от прежней оппозиции, которая для себя считала главным договариваться с Кремлем». В свою очередь, Эдуард Лимонов предложил победить власть с помощью уличных акций: пикетов и забастовок с требованием организации всеобщих свободных выборов, а также предложил создать в каждом российском регионе советы ассамблеи. «Советы должны взбурлить регионы, – сказал он. – Конфликты, я подчеркиваю, ненасильственные, должны нарастать». Более спокойный Андрей Илларионов назвал оружием оппозиции «слово и аргумент». «Когда хулиганит шпана, вызывают милицию, – говорил он. – А когда хулиганит милиция? Когда хулиганит ОМОН, УБОП? Кого вызывать тогда? Тогда вызывают общество».

Чуть позже стало ясно, что не все на ассамблее могут «договариваться». Перед перерывом член оргкомитета ассамблеи, нацбол Сергей Аксенов решительно предложил собравшимся признать Госдуму нелегитимной и взять на себя функции парламента. Эдуард Лимонов, огласив это решение, успокаивал в фойе своих соратников. Уже после перерыва «успокоенный» Сергей Аксенов сообщил собравшимся, что снимает свое предложение отменить Госдуму. «Мы делаем это ради сохранения единства Национальной ассамблеи», – пояснил он. На этих словах около 30 нацболов дружно встали и покинули зал. «Вещи забирать?» – спрашивали одни. «Все забирай и пошли», – отвечали другие. Впрочем, ушли «бунтари» недалеко и до завершения мероприятия стояли у входа в здание, обсуждая произошедшее. «Какой смысл в этой ассамблее, если они даже на голосование этот вопрос не вынесли», – возмущались ребята.

Руководящие органы избрали только к семи часам вечера. В совет Национальной ассамблеи вошли 50 человек. В оппозиционном парламенте, в отличие от Думы, будет только 9 комитетов.

"