Posted 18 мая 2005,, 20:00

Published 18 мая 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 02:36

Updated 8 марта, 02:36

Игорь Ванденко

Игорь Ванденко

18 мая 2005, 20:00
Совсем распустились?
Сюжет
Выборы

Вчера спикер Госдумы и лидеры парламентских фракций ходили на прием к президенту. Первая реакция на эту новость политически сведущего гражданина очевидна: просили, мол, чтобы не распускал. Слишком уж много внешне совершенно немотивированных слухов на сей счет появилось в последнее время во всевозможных «околоаналитических» кругах России. Даже «тяжеловес» Михаил Сергеевич, после 91-го года всегда крайне взвешенно выбиравший выражения, и тот не сдержался, внезапно высказавшись вполне прямолинейно: нужно распускать нынешнюю и проводить выборы в новую Думу.

Другое дело, что в оценке такой перспективы вряд ли есть большое единство у самих нынешних думских лидеров. Ясно, к примеру, что перевыборы по новой стопроцентно пропорциональной схеме почти наверняка играют на руку Жириновскому и его партии. За четыре предыдущие избирательные кампании от ЛДПР лишь один кандидат проходил в Госдуму по одномандатным округам – собственно лидер партии. То есть, даже набрав свой средний процент на потенциальных перевыборах, либерал-демократы имеют все шансы увеличить представительство в нижней палате.

Сложная ситуация с коммунистами. Их депутаты от региональных округов всегда составляли едва ли не больше половины фракции КПРФ. Значит, есть опасность серьезных потерь. Правда, это если нынешний 13–14-процентный партийный рейтинг не вернется к своим обычным показателям в 25–28%. Но такое возможно лишь при наличии даже не лояльного, а хотя бы нейтрального ТВ в предвыборный период, на что левые вряд ли могут всерьез уповать.

И самое главное, в чем почти ни у кого нет сомнений: по новому закону, без одномандатников, «Единая Россия» потеряет контроль над нижней палатой. Ну, и спрашивается: ради чего тогда все это затевать? Нынешняя Дума абсолютно подконтрольна воле Кремля. Даже теоретически любой бунт – законодательный, не говоря уже о политическом, исключается по определению. Единственный резон, которым может руководствоваться глава государства (а только он по Конституции распускает Госдуму) при внутреннем обосновании необходимости коррекции парламента – это желание в принципе провести кардинальную перегруппировку «верных частей». Как это, к примеру, происходит сейчас на наших глазах с молодежным резервом, когда не справившихся «Идущих вместе» активно заменяют на «Наших». Заменяют, правда, лишь вывеску, при сохранении не то что старых методов работы, но даже прежних фигурантов процесса.

Таким образом основной «думский вопрос» сейчас лишь в одном: надоела ли Кремлю «Единая Россия». К слову, не есть ли все эти недавние лихорадочные поиски крыльев у собственного партийного тела косвенным подтверждением попыток пока не поздно загладить вину очевидной пассивности и показать свою нужность.

Что же касается технических, в рамках действующей Конституции, возможностей роспуска Думы, то они вполне реальны и теоретически всегда наготове. А если учесть, что все они к тому же в той или иной мере связаны с решением парламента по недоверию правительству или его главе, то ситуация приобретает просто подозрительно подогнанную структуру (слухи о неминуемой отставке правительства Фрадкова имеют уж точно не меньший исторический срок, нежели «разгонные» разговоры о нынешней Думе).




Трое и Грызлов

"