Posted 19 апреля 2016,, 15:36

Published 19 апреля 2016,, 15:36

Modified 8 марта, 03:11

Updated 8 марта, 03:11

Новичкам здесь не место

Новичкам здесь не место

19 апреля 2016, 15:36
По итогам сентябрьских выборов нижняя палата российского парламента может быть вновь сформирована преимущественно из четырех партий. Исключения в будущем созыве по сравнению с предыдущими возможны только в случае с депутатами-одномандатниками, однако шансов на создание фракций у них не останется. «Новые Известия» выясн
Сюжет
Выборы

Председатель партии «Зеленые» Анатолий Панфилов заявил на пресс-конференции в понедельник о намерении пройти в следующую Госдуму, получив около 20 мандатов. У «Коммунистов России» планы еще более амбициозные: 12% голосов. 18 апреля стало известно, что список партии возглавит ее руководитель Максим Сурайкин. Вместе с тем эксперты скептически оценивают электоральные перспективы как товарищей Сурайкина, так и всех остальных непарламентских партий, которые вряд ли могут рассчитывать на повышение своего статуса.

Началом формирования в Госдуме «четырехпартийщины» можно считать 2003 год, когда по результатам выборов за бортом парламента остались «Яблоко» и СПС, которые с тех пор на Охотный Ряд не возвращались. Тогда заградительный барьер по итогам голосования преодолели «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и блок «Родина». Последняя политическая сила путем многочисленных расколов и объединений выкристаллизовалась в том числе в создание партии «Справедливая Россия», которая наряду с перечисленной выше тройкой заседала в нижней палате уже два последующих созыва: с 2007 года и по настоящее время.

Шансов на то, что в нижней палате следующего созыва появятся какие-либо новые партии, немного. Как утверждают ведущие социологические службы страны, рейтинги ни одной из непарламентских партий не приблизились к заветной отметке в 5%. По данным «Левада-Центра», главный «преследователь» думской четверки – Партия прогресса Алексея Навального. Но мало того что за нее готовы проголосовать всего 2%, она еще и лишена официальной регистрации.

Фонд «Общественное мнение» отчитался о том, что по состоянию на середину апреля рейтинги даже самых известных непарламентских партий остановились на отметке в 1% – столько имеют «Гражданская платформа», «Яблоко», ПАРНАС, «Патриоты России» и Партия пенсионеров. ВЦИОМ же и вовсе утверждает, что одного процента не превышает суммарный рейтинг всех малых партий.

Если в выборах 2011 года принимали участие семь партий, то теперь такое право, по информации Минюста, имеют уже 77, при этом 16 из них освобождены от необходимости предварительного сбора подписей. Как так получилось, что со времени либерализации избирательного законодательства в 2012 году, которая привела к настоящему буму партстроительства, ни одна из партий к моменту фактического старта предвыборной кампании не смогла снискать относительно массовой поддержки электората?

Руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев объясняет это в том числе кризисом доверия граждан к партийной системе как институту в целом. Кроме того, по его словам, у российского электората больше востребованы партии лидерского типа, а не нишевые идеологические проекты. И если на уровне регионов малые партии еще могут находить ярких людей и побеждать, то на федеральном – уже нет, отметил эксперт в беседе с «НИ». Все это накладывается еще и на то, что абсолютное большинство партий никакой работы в промежутках между избирательными кампаниями не ведут.

Теоретическая возможность того, что хотя бы одна из партий за оставшиеся до выборов пять месяцев увеличит свой рейтинг в пять раз, остается, считает вице-президент Российской ассоциации политических консультантов Андрей Максимов, однако она очень мала. «Все упирается в деньги. Если к партии придет спонсор и даст 30 миллионов долларов на раскрутку, то политтехнологи все сделают», – сказал он в комментарии «НИ». Но предпосылок к этому он не видит, так как вкладываться в будущих депутатов, которые мало что решают, просто нерентабельно – гораздо проще наладить контакт с чиновниками. «А цивилизованные правила публичной политики в России не работают», – отметил г-н Максимов. Еще один вариант стремительного взлета рейтинга, оговаривается эксперт, это если по команде «сверху» рекламированием партии займутся крупные федеральные СМИ. Но и здесь очевидные варианты просматриваются сложно.

Руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов не рассматривает стабильность политического представительства в Госдуме как трагедию. Парламентская оппозиция постепенно эволюционирует, и рано или поздно мы должны прийти к «нормальной европейской системе» с перспективой смены правящей партии, уверен он. Другое дело, что в ближайшее время всем думским партиям, кроме «Единой России», предстоит пройти проверку на прочность: смену старых лидеров. «Конструкция может не удержатся», – сказал г-н Миронов «НИ».

На вопрос «Левада-Центра» «Вы в целом одобряете или не одобряете деятельность Государственной думы России?» 59% респондентов отвечают, что не одобряют. Одновременно эти же самые россияне не готовы доверить законодательную власть в стране в руки других политиков. И похоже, что это не заслуга думской четверки, а недоработка внепарламентских сил, которые если и пытаются сформировать хотя бы видимость альтернативы, то пока безуспешно.

"