Posted 18 апреля 2005,, 20:00

Published 18 апреля 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:34

Updated 8 марта, 09:34

Несогласные – на улицу

Несогласные – на улицу

18 апреля 2005, 20:00
Вчера стало окончательно ясно, что объединению Красноярского края с Эвенкийским и Таймырским автономными округами быть. За него на воскресном референдуме проголосовали 92,5% жителей 3 регионов (при явке, доходившей почти до 80%). Теперь глава ЦИК Александр Вешняков ожидает проведения аналогичных плебисцитов в других ме

«Новые Известия» уже писали (см. номер за 14 апреля) о том, какие колоссальные финансовые и административные ресурсы были брошены на пропаганду объединения. На суровую сибирскую землю десятками десантировались самые разные музыканты, которые давали концерты за объединение. В местных СМИ чиновники самых разных уровней, вплоть до губернаторов, рассказывали рядовым красноярцам, таймырцам и эвенкийцам о положительных экономических аспектах объединения. Например, утверждалось даже, что плотность дорог после объединения увеличится. И вообще, за последние полтора месяца выяснилось, что административные границы субъектов каким только позитивным процессам не мешали. Консолидация местной политической элиты впечатляла – за объединение выступили все местные партии. Центр тоже неустанно агитировал за объединение. Замглавы президентской администрации Владислав Сурков лично приезжал и рассказывал о пользе этого мероприятия. А Владимир Путин, в свою очередь, встретился с губернаторами 3 субъектов и пообещал на реализацию крупных проектов 200 млрд. рублей. «Мы все время ищем национальную идею в России. Так вот, в этих

регионах своего рода такую национальную идею нашли», – сказал вчера, озвучивая результаты референдума, Александр Вешняков.

Между тем до недавнего времени политологи бы не взялись уверенно говорить, что референдум пройдет не то что триумфально, а попросту состоится. К идее объединения многие относились со скепсисом и даже с раздражением. Особенно в автономных округах и Норильске, где еще 2–3 месяца назад, судя по социологическим опросам, «против» готовы были голосовать 70 и больше процентов населения. Коренные жители Крайнего Севера боялись, что в ходе всех пертурбаций могут лишиться национальной автономии. Норильчане опасались, что их северную зарплату уравняют с «материковской», а в городе рухнет вся «социалка», на которую придется выпрашивать деньги из краевого бюджета. У красноярцев тоже нашлись свои фобии: придется «на свои» кровные содержать дотационные округа, которые до сих пор кормил государственный бюджет, и тратить половину краевого бюджета на содержание 300 тысяч северян, тогда как в крае проживают 3 миллиона человек. Однако к 17 апреля пиарщики сумели развеять сомнения большинства жителей региона, в результате барьер явки в 50% был преодолен везде, кроме городов Ачинск и Канск.

Г-н Вешняков уточнил, что до 1 января 2007 года государственные органы всех 3 субъектов будут работать в обычном режиме, потом, вплоть до весны, ЗакСобрание Красноярского края (в его нынешних границах) будет уже единолично решать судьбу объединенных регионов. А весной состоятся выборы в новый парламент. Г-н Вешняков убежден, что позитивный опыт Красноярского края может быть использован и на новых объединительных референдумах. Кроме того, он рассказал, что «впереди нас ждет» разработка конституционного закона «Об образовании нового субъекта РФ». Назвать, сколько конкретно нужно укрупнить регионов России для полного экономического счастья, Александр Альбертович отказался, оговорившись лишь, что объединение целесообразно не всегда, а только «там, где раньше были искусственным путем разорваны хозяйственные и политические связи».

К зданию, в котором г-н Вешняков встречался с журналистами, с утра пришли десятка полтора активистов Авангарда красной молодежи и Союза коммунистической молодежи. Они, должно быть, предчувствовали, что Александр Альбертович плохо отзовется о совсем другом референдуме, инициированном КПРФ. Завтра ЦИК будет рассматривать вопросы, которые предлагают задать народу коммунисты. И г-н Вешняков действительно не обманул их ожидания и подтвердил – вопросы коммунистов «завернут». Не во всех странах, напомнил г-н Вешняков, вообще разрешены референдумы в общенациональном масштабе (так, например, обстоит дело в США). Но и там, где плебисциты все-таки допускаются, есть ограничения, которые сводятся к тому, что нельзя выносить на референдум вопросы, относящиеся к изменению бюджета, налогов и внутренних финансовых обязательств. «Не согласны с нашей позицией, пожалуйста. Хотите, на улицу выходите, это ваше право. А самый цивилизованный путь – обращайтесь в Верховный суд РФ», – заочно предложил коммунистам г-н Вешняков. Впрочем, глава ЦИК убежден, что коммунисты пошли на заранее нежизнеспособный референдум сознательно, «потому что объявили весной 17 мгновений и октябрь красный впереди». У членов же Центризбиркома, заверил г-н Вешняков, есть правовые аргументы, которые они готовы «спокойно, уверенно и убедительно показывать любым оппонентам, в том числе и стоящим на митингах с плакатами». Но, к сожалению, утренним пикетчикам г-н Вешняков не успел предъявить никаких аргументов, потому что молодых леваков с плакатами «Референдум или революция!» увезли в краснопресненское УВД.

"