Posted 19 февраля 2021,, 18:13

Published 19 февраля 2021,, 18:13

Modified 7 марта, 14:06

Updated 7 марта, 14:06

«У тебя с мозгами проблемы?» Как учителя производят "топливо" для протеста

«У тебя с мозгами проблемы?» Как учителя производят "топливо" для протеста

19 февраля 2021, 18:13
Фото: eduportal44.ru
Учитель школы в Костроме унизила подростка за участие в январской протестной акции в поддержку Навального - очередная душераздирающая запись попала в Сеть. Педагог грозится наклеить ученику табличку на лоб, отсадить за отдельный обеденный стол и говорит, что его никто и никогда в жизни не будет воспринимать всерьез.

Юлия Сунцова

Аудиозапись сегодня, 19 февраля, выложил на своей странице в Facebook Александр Зыков. На ней учительница отчитывает одного из учеников за его политические взгляды. В своем разгоряченным монологе в эпитетах не стесняется. Обзывает школьника «неразумным», «шутом гороховым», «клоуном» и «паяцем» и говорит, что некие загадочные лица просят передать: недоросток «вляпается».

Кроме этого, она не раз за разговор указывает ученику на его нерусское происхождение и напоминает, что в эту школу его никто не звал, а если что-то не нравится, то можно поискать другую.

«Новые Известия» приводят полную расшифровку доступной записи:

«Слушаю. Твоя политическая платформа. У меня своя, у тебя своя. Какая? Чего молчишь-то? Умеешь напакостить, умей и как мужчина отвечать. У меня ни одного еще восточного мужчины не было здесь в классе, парня, который так бы себя вел – гадко, трусливо. А восточные мужчины всегда смелые. Какое отношение господин Навальный имеет к компании французской «Ив Роше»? Ты знаешь об этом? Говори «Да» или «Нет». Не знаешь?! А как ты вышел защищать [его]? А ты знаешь, что он руки засунул во французскую компанию? Не знаешь? Хорошо, какое отношение он имеет к «Кировлес»? Знаешь об этом? А что ж ты за своего этого из идейных соображений вышел и не знаешь? Хорошо, где учится дочь Навального, знаешь? Конечно, заграницей. А где были все руководители несанкционированного митинга в этот день, не знаешь? Они были заграницей.

Я понимаю, был бы ты в 11 классе, у тебя были бы какие-то убеждения. Ты зачем пошел? А чего стоишь, хвостик-то поджал? Говори-говори, птичка, пой, птичка, пока поется. Чем тебе взять? Умом? Нет, нет, ты не производишь впечатление здесь в классе. Умом не взять, интеллектом не взять. Ты хорошо знаешь, разбираешься во всем, а? Ты начитанный, а?

Скажи мне начитанный? Нет. И ты тут еще пальцы раскидываешь. Ты - паяц! Паяц – это клоун. Если у тебя хватает ума только на это, мне тебя жаль. Понимаешь, над клоунами смеются. Тебя всерьез не будет никто воспринимать никогда в жизни, если ты не переменишься. Неразумный, своей головы нет. А этот у нас главный оппозиционер – я тебе табличку на лоб приклею. У тебя что с мозгами проблемы? Да или нет? Чего ты глазами-то хлопаешь? Ты давай, как ты всегда.

Значит так, с сегодняшнего дня каждый день, начиная с понедельника, будешь перед уроком мне готовить, отвечать. Нерусский, ты будешь узнавать историю нашей страны. А ты знаешь, что Навальный сказал про ветерана Великой Отечественной войны? Не знаешь, не знаешь? Ну, типа того, что дерьмо, мягко говоря. У нас очень мягкая страна, очень мягкая. Посмотри на физиономию. И эти трое приперлись – герои, шут гороховый! Шут! Клоун!

Итак, в столовой сидеть не вместе. Так, будешь сидеть у меня за первым столом, ты меня понял? Не нравится - школ полно. Школ полно, тебя сюда себя никто не звал. Мне даже сказали: «Он вляпается». Я говорю: «Да и слава Богу, пусть вляпается. Пусть». У меня вон муж работает с фсбшниками. Знаете эту организацию. Да? Просил передать – сейчас и вчера по телевизору, это не секрет: новая акция готовится. Теперь уже как. А как детей-то завлечь? Как их завлечь-то? То снимайте, теперь – фонарики включите. С тобой, недоростком поговорили, потому что ты еще не дорос. Ты посмотри, какой же ты мужчина? Ты не знаешь, что было в девяностых. Как зарплату по три месяца не давали, какая война в Чечне шла».

Связаться с директором Средней общеобразовательной школы №5 Костромы спецкору «НИ» не удалось. В приемной ответили, что Анна Александровна на больничном и предложили перезвонить «где-нибудь 24-го числа».

Психологи и эксперты по детскому развитию характеризуют методы воздействия учителя на ученика, как минимум, непедагогичными. В целом они сходятся во мнении, что подобные взбучки, давление и унижение учеников наносят им серьезный вред.

Председатель постоянной комиссии по науке и образованию Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор психологических наук Александр Асмолов:

«Учитель в данной ситуации очень похожа на авторитарный портрет директора в чудесном фильме Ролана Быкова «Чучело». Она обесчестила другого человека.

Такая позиция директора, даже если она строится из самых благих государственных побуждений, приводит к унижению достоинства личности, а это недопустимо при любых обстоятельствах. Данная коммуникация – не что иное как психологическая агрессия по отношению к ученику, и может привести к резким психосоматическим нарушениям и рискам трансформации психического здоровья личности у ученика.

Более того, подобного рода высказывания только усиливают протестный потенциал у школьников как будущих участников массовых акций. Учитель относится к той группе педагогов, которые не могут найти общего языка с детьми, школьниками. У таких преподавателей нет понимания, что дети 21 века – уже совсем другие дети, и диалог с ними можно строить только на доверии и взаимопонимании, а не на приказных интонациях, тем более унижающих личность человека. Я считаю, что такого рода коммуникация должна расцениваться как кража человеческого достоинства. Безусловно, нужно рассмотреть вопрос о профпригодности этого педагога - как к высокому званию учителя, так и к должности директора».

Детский психолог Елена Лагунова:

Цель любого педагога - воспитать ребенка наилучшим образом. Те средства, которые в монологе выбирает данный конкретный директор, вообще не работают на эту цель. Ярлыки - "шут гороховый", унижение – "да ты что умственно отсталый?", например, не работают на эту цель.

Будет ли нанесен вред психике ребенка? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Зависит от многих факторов. Во-первых, от длительности воздействия. Если учитель сделает все, чем грозилась - вред будет. Во-вторых, в зависимости от особенностей характера самого ребенка последствия будут разными. Есть дети чувствительные и восприимчивые к критике, их психологическому здоровью такие педагоги могут существенно навредить. А есть подростки, которые к старшим классам уже обрастают «панцирем» к такому воздействию со стороны взрослых. Такой ребенок может забыть об этом эпизоде, мол, собака лает - ветер носит, однако в данной ситуации тоже возникает проблема: чем толще «панцирь», тем меньше в целом доверия ко взрослым, и в действительно серьезной жизненной ситуации такой ребенок не обратится к старшим за нужной помощью. Есть и те, кто борьбу героизируют - их подобные эпизоды даже раззадорят».

Клинический психолог, кандидат политических наук Екатерина Люльчак:

Когда подросток живет в ситуации, где он может без страха рассказать о своих предпочтениях, интересах, выразить свою точку зрения – у него формируется понимание и представление об обществе как о месте безопасном, где не нужно прибегать к постоянным защитным тактикам, можно договариваться, можно реализовываться, быть открытым, толерантным, слушать других, не считать, что мнение другого опасно, потому что и другие не считают, что мое мнение опасно и из-за него меня нужно наказывать.

Если же подросток попадает в ситуацию, когда его мини-сообщество за инаковые мысли, рассуждения начинает агрессивно реагировать и подавлять его, то картина мира у него формируется следующая: мир жесток, мир небезопасен, человек человеку - волк. Какие поведенческие последствия рождает такая модель? Несколько вариантов. Избегание: не открывайся, не ввязывайся, не показывай своих истинных намерений, если что-то вдруг происходит – ретируйся. Вырастает человек, трясущийся от всего, боящийся проявляться, это также сбегание в наркотики, в алкоголь, в компьютерные игры, потому что страшно – я лучше себя утешу. Похожее поведение – отстранение. Преподаватель орет, оскорбляет – есть способ сделать вид, что это к тебе не относится, твоя хата с краю, ты ничего не знаешь. Вырастает пассивный человек, пассивный гражданин, который, если при нем рядом кто-то падает с инфарктом, просто проходит мимо, потому что это как бы не его дело. Третий способ реагирования – гиперкомпенсаторная реакция – нападение. Когда на тебя кричат, ты понимаешь, что не можешь никак повлиять на несправедливое к себе отношение, то начинаешь кричать в ответ. Потом из таких подростков вырастают люди, которые начинают «кричать» превентивно. Отсюда – массовые феномены молодежных группировок, агрессивных движений, где девиз примерно следующий: «Мы вас опередим, мы живем в злом мире, мы не дадим себя атаковать, мы атакуем первые» - то, чего так боится государство.

Резюме: когда учитель и минисоциум ведет себя так, как в случае с данным учеником, то какого гражданина мы получаем в результате? Получаем либо избегающего, прячущегося гражданина, либо гражданина индифферентного, пассивного, который никогда не придет на помощь, либо гражданина агрессивного, который будет нападать первым. В общем, ни в одном из случаев - ничего хорошего.

От редактора:

Очевидно, что учитель выполняла наказы и поручения старших товарищей по борьбе с "навальнятами". Видео такого рода не единично и приходит из самых разных мест нашей необъятной родины. Но столь же очевидно, что результат узколобой "педагогики" будет прямо противоположен ожидаемому,- вместо успокоения молодежного протеста получим озлобленных и готовых "на всё" детей. Как говорится, заставь дурака Богу молиться - он и лоб разобьет...

"