Posted 19 февраля 2021,, 10:28

Published 19 февраля 2021,, 10:28

Modified 7 марта, 14:07

Updated 7 марта, 14:07

Политолог Илья Гращенков

Илья Гращенков: "Широкая коалиция рассерженных граждан может составлять и 10, и 30%"

19 февраля 2021, 10:28
Политолог Илья Гращенков
В отсутствие надежной выборной социологии определить размер протестного электората и рейтинги российских партий сложно. Однако, если в Москве сработает "умное голосование", обойтись "Единой России" без "пеньковых технологий" будет невозможно, считает Илья Гращенков, руководитель Центра развития региональной политики.
Сюжет
Выборы

- Некоторые социологи говорят, что мэрия окончательно потеряла контроль и административный ресурс в целом ряде московских округов. Как вы оцениваете возможности московской власти влиять на одномандатные округа?

- Москва находятся в завершающей пятерке, где рейтинг Единой России минимален. Он низок исторически, около 15, может быть, 10%, что, конечно, трудно подтвердить социологическими исследованиями. По логике, по косвенным признакам, что попадают нам, специалистам, в руки, мы можем оценить, что дела плохи. Действительно, последними оплотами российской власти остается территория Новой Москвы.

Исторически в Подмосковье легче организовать голосование. Это большая территория, с большим количеством подведомственных учреждений. В ЦАО и во всех близких к центру районах, в том числе, Гагаринском районе, где голосует Путин, ситуация патовая, потому что ни одна из партий системной оппозиции не имеет там высокого рейтинга. И у ЕР, и у ЛДПР – рейтинги никакие. Яблоко и Справедливая Россия имеют гораздо более высокие рейтинги, чем у ЛДПР. С КПРФ, как всегда, не очень понятно. Это ситуативная история. Если они ухитряются выстроить кампанию, то рейтинг будет высокий. Но на старте кампании рейтинги всегда низкие. Коммунистов в Москве не жалуют. И получается, что в этих округах хорошо себя чувствуют навальнисты, то есть, кандидаты, поддержанные Навальным.

Возможно, там планируется умное голосование, правда, сейчас непонятно, от кого они могут выдвинуться. Партии нет, самовыдвиженцами тоже не получится. Если несистемная оппозиция не сможет выйти на выборы, то придётся тогда использовать умное голосование. Имеет шанс пройти любой кандидат, только не от ЕР. Тогда Яблоко и КПРФ становятся основными бенефициарами.

- Как Вы оцениваете шансы "Яблока" после выступления Явлинского?

- Электорат "Яблока" – нерадикальная интеллигенция, учителя, врачи, не молодежь, но думающие люди средней прослойки. Для них Навальный не близок своим радикализмом, поэтому вряд ли ядерный электорат Яблока пострадал. У них рейтинг достаточно низкий, на уровне 3-4%, но в Москве чуть выше. Все заявления Зюганова, Явлинского по поводу умного голосования не исключают кооперации на местах. Когда начнутся выборы, то региональные кандидаты, районные кандидаты с радостью будут использовать эти возможности, тем более что умное голосование объединяет не только электорат Навального, то есть 2-3%, а сегодня это широкая коалиция рассерженных граждан, недовольных властью, а это может быть и 10%, и 15%, и 30%. Для Москвы умное голосование – история крайне тревожная. Если оно хоть как-то сработает, то победить единороссам без использования пеньковых технологий будет практически невозможно.

- В СМИ появляется информация о том, что Единая Россия выдвинет в качестве своих кандидатов в одномандатных округах известных тележурналистов. Каковы их шансы на победу в Москве?

- Выборы медийных персон – это уходящий поезд. В ЕР были вдохновлены избранием Андрея Медведева, корреспондента ВГТРК. Видимо, после этого решили, что журналисты ВГТРК – кладезь для выдвижения новых успешных кандидатов. Понятна технология выдвижения раскрученных кандидатов. Но время изменилось. Кроме того, Медведев был в меньшей степени токсичным, чем нынешние Попов и прочие. У них есть узнаваемость. Есть ли у них антирейтинг? Вопрос, потому что социологии нет. Но очевидно, что ведущие ток-шоу обладают высоким антирейтингом. Этих ведущих могут не любить, как это происходить с тем же самым Соловьёвым. Часто слышишь заявления: да, смотрю Соловьева, но он откровенно раздражает, потому что он не дает говорить собеседникам, орет на них, нападает и так далее.

Относится ли это высказывание к Попову, Скабеевой, Симонян и прочим - вопрос дискуссионный, но думаю, что определенный антирейтинг у них есть. Рейтинг можно нарастить, но с антирейтингом ничего не сделаешь. Если человека не уважают, то практически невозможно перебить этот негатив. ЕР – это гиря к ногам. Даже на уровне официально декларируемых ФОМовских 30% исторически это самый низкий рейтинг. При этом все забывают об анти-рейтинге, который выше, чем рейтинг. Все это не придает усиление кандидатам. Стратегия непонятная. То ли социология есть, которая дает этот позитив, то ли она непродуманная. Это мог быть порыв: давайте выдвинем узнаваемых людей. Ну ещё раз: если применять пеньковые технологии, то тогда все равно, можно и брать. Если говорить о реальной поддержке, нехаризматичных персонажей лучше не выдвигать, иначе можно получить обратную реакцию.

- Повлияет ли на результаты выборов продолжительность (трёхдневность) голосования?

- Вопрос не в том, в течение скольких дней проходят выборы, а в том, остаётся ли одна и та же урна. Вопрос только в том, насколько местные избирательные комиссии не рискнут воспользоваться искушением и посодействовать достижению нужных результатов. Я надеюсь, что власти понимают, что в 2011 году люди вышли на Болотную площадь под лозунгом «Они украли наши выборы!» Они постараются избежать таких эксцессов. С другой стороны, люди на местах, когда их поджимают и грозят всяческими увольнениями... Все ставят задачу – надо победить, а не победишь – уволим. А что остается, могут пойти на какие-то ухищрения. Только в этом опасность. Если выборы честные, я не вижу проблемы. Вопрос только в том, что голосование идёт в течение дня, ночью участок закрывается, кто будет следить ночью и гарантировать сохранность опечатанных урн?

О политических раскладах в Москве в год парламентских выборов читайте в аналитике "Новых Известий" "Битва за Москву: исход выборов в Госдуму решается на дальних подступах"

"