Posted 18 февраля 2015,, 21:00

Published 18 февраля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:52

Updated 8 марта, 03:52

«Этот закон круче амнистии»

18 февраля 2015, 21:00
Вчера нижняя палата парламента приняла в первом чтении законопроект, благодаря которому около 100 тыс. осужденных смогут выйти на свободу. Согласно инициативе народных избранников, один год, проведенный в следственном изоляторе, будет засчитываться осужденным за полтора года в колонии общего режима и за два – в колонии

Законопроект о внесении изменений в ст. 72 Уголовного кодекса был представлен в нижнюю палату парламента еще в сентябре 2008 года единороссом Павлом Крашенинниковым. В нем депутат предложил ввести повышенные коэффициенты при зачете времени, проведенного в жестких условиях следственных изоляторов (СИЗО). По мысли автора документа, один день в СИЗО предлагается засчитывать за полтора дня в колонии общего режима или в воспитательной колонии и за два – при отправке осужденного в колонию-поселение. В случае же, если осужденный приговорен судом к наказанию в колонии строгого или особого режима, коэффициент останется прежним – один к одному.

В течение последующих лет к инициаторам законопроекта присоединились еще ряд депутатов из «Единой России», «Справедливой России» и КПРФ, однако рассмотрение законопроекта это не ускорило. По одним данным, документ не выносился на обсуждение из-за опасения резкого роста нагрузки на суды, которые должны будут пересмотреть ранее принятые решения, по другим – из-за того, что под него подпадал экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, который мог бы оказаться на свободе уже в 2009 году (он был помилован президентом в декабре 2013 года).

В результате к идее законопроекта вернулись лишь в феврале 2015 года, после того как аналогичный законопроект (правда, еще с большими коэффициентами) внес находящийся в СИЗО депутат Госдумы от КПРФ Константин Ширшов, обвиненный в покушении на мошенничество. В своей пояснительной записке, подготовленной в стенах «Матросской тишины», он подтвердил, что условия в СИЗО существенно жестче, чем в колониях. В частности, высокопоставленный узник указал на «содержание в запираемых камерах» и на «один час прогулки в день», в то время как в исправительных колониях «осужденные проживают в общежитиях, с учетом графика дня у них отсутствует ограничение на нахождение на свежем воздухе, обеспечивается возможность учебы, работы, спорта».

Думцы своего коллегу, который «остро осознал ситуацию», единодушно поддержали. «Коэффициенты с точки зрения человеческой и моральной совершенно оправданны», – говорил вчера о необходимости принятия поправок в УК единоросс Александр Хинштейн. По его словам, на практике это будет означать, что «единовременно из мест лишения свободы будут освобождены порядка 100 тыс. человек, поскольку сроки их содержания будут пересчитаны».

Таким образом, изменения повлекут за собой не только утверждение принципов гуманности, но и сокращение самого контингента, находящегося сейчас в колониях. Партии парламентской оппозиции с этим согласились, назвав предложения справедливыми и «возвращающими принципы гуманизма». Более того, в ЛДПР предложили ввести коэффициент 1,3 и для колоний строгого режима, посчитав, что даже там условия лучше, чем в изоляторах.

«Это один из важнейших законов, который мы примем в весеннюю сессию. Этот закон, не побоюсь этих слов, круче амнистии, потому что амнистия действует только назад, а он действует и назад, и вперед», – заверил, в свою очередь, депутатов г-н Крашенинников, напомнивший, что неоднократно международные организации признавали условия содержания в российских СИЗО, многие из которых были построены еще в XIX веке, пыточными. Однако на вопрос, почему принятие законопроекта так долго откладывалось, он четко ответить так и не смог.

«Мы периодически его вносили и ставили на Совет Госдумы, но причины были самые разные – то боялись, что изменится криминогенная обстановка, то были причины, что не справится суд. Я считаю, что сейчас благоприятный момент для принятия... Лучше поздно, чем никогда», – заключил парламентарий, поблагодарив уполномоченного по правам человека Эллу Памфилову за активную поддержку законопроекта.

При этом изменения не коснутся тех, кто осужден за совершение особо тяжких преступлений, преступлений экстремистской и террористической направленности, а также рецидивистов, которые повторно осуждаются за тяжкие и особо тяжкие преступления, заверили в Госдуме.

"