Posted 18 февраля 2007,, 21:00

Published 18 февраля 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:42

Updated 8 марта, 08:42

Сели так

Сели так

18 февраля 2007, 21:00
Сели так

Знаменитое ельцинское «Не так сидим!», как нельзя более подходит для нынешней внутриправительственной «рокировочки». Едва на верхней жердочке правительственного насеста все «сели так», наши политологи хором запели о выравнивании шансов Сергея Иванова и Дмитрия Медведева стать третьим президентом России. И почти никто не заметил, что случившееся являет собой закономерное продолжение генеральной линии на приведение отечественной политической системы в соответствие с симметричной морфологией нашего державного двуглавого орла.

Категория парности, как известно, весьма типична для нашей страны, из столетия в столетие подтверждающей свою приверженность к крайностям. У нас – или реформы, или контрреформы (остальное время просто не в счет: не жизнь, а выживание). Да и сами мы – или западники, или славянофилы. Или большевики, или демократы. Или силовики, или либералы. Причем все эти термины, строго говоря, надо бы заключать в кавычки, ибо они условны, а скорость перетекания народа из одной категории в другую колеблется от скорости стука до скорости свиста. Казалось бы, только недавно спикер Совета Федерации Сергей Миронов объявил о создании второй партии власти, «Справедливой России», как туда уже потекли из первой партии власти ручейки народных избранников и вельможных назначенцев. И, думаю, все перечисленные выше категории там представлены не по принципу «каждой твари – по паре», а по многу пар. Последним – на сегодня – привел свою княжескую дружину лидер Народной партии Геннадий Гудков, широко известный не только как борец за социальную справедливость, но и как подполковник госбезопасности в запасе. Ох, уж мне эти запасные чекисты. Недаром Дмитрий Донской называл свой запасный полк засадным. Он-то знал толк в военном искусстве, и его засадные ратники только до сигнала трубы были в запасе, а после – в самой гуще боя, чтобы на плечах врага ворваться в его стан. Вот почему госбезопасное прошлое депутата Гудкова, этого переменчивого союзника «Единой России», заставляет предположить, что для силовиков «Справедливая Россия» тоже не чужая. А ведь нам показывают даже не всю надводную часть айсберга, а лишь ту ее часть, что сплошь завешена транспарантами, плакатами, растяжками и многометровыми экранами.

А теперь попробуем угадать, какого кандидата на президентских выборах выдвинет «Справедливая Россия»? Того же, что и «Единая Россия»? Такой вариант, конечно, возможен, если вдруг игра в «цивилизованную политическую конкуренцию» будет прервана. Пока же мы видим, что игра пошла на следующий круг. На первом у нас оформились две партии власти: единороссы и эсэры (думаю, такое сокращение более соответствует как названию, так и идеологии «Справедливой России»; ну, не называть же ее членов «справороссами», тем более что они скорее «слевароссы»). Теперь, на втором круге появились и два почти официальных кандидата на высший государственный пост. (При этом, правда, очередной удар нанесен по так называемой «административной реформе», предполагавшей наделение каждого члена правительства персональной политической ответственностью, а следовательно, допускавшей наличие одного-единственного вице-премьера. Но кому из реальных политиков дело до этого в год выборов?!) На третьем круге единороссы и эсэры должны сойтись в схватке за места в Государственной думе. Кто поведет их? Как и сейчас, спикеры верхней и нижней палат Федерального собрания? Думаю, для придания большей правдоподобности и увлекательности предстоящим выборам стоило бы уже сейчас переженить партии на кандидатах в преемники. Если руководствоваться теми политическими характеристиками, которые дал недавно президент Владимир Путин этим двум партиям, было бы логично, чтобы лидером единороссов и, соответственно, их кандидатом на президенстких выборах стал первый вице-премьер Дмитрий Медведев, а для эсэров больше подойдет первый вице-премьер Сергей Иванов, тем более что он, кстати, как и Геннадий Гудков, из числа запасных чекистов. Это будет не только, как пел Булат Окуджава, «все поровну, все справедливо», но и, что главное, симметрично. И я легко могу представить себе, как эти гиганты политической мысли подобно двум борцам сумо прокладывают путь своим тучным легионам в Государственную думу, одновременно преграждая вход туда всем прочим партиям и партийкам. Конечно, на этот раз, может быть, жириновцы и зюгановцы еще исхитрятся проскочить у великих партий между широко расставленными ногами, но в сильно укороченном виде.

Очевидное преимущество такого сценария состоит еще и в том, что сами будущие кандидаты в преемники приобретут на думских выборах хотя бы вторичные политические признаки, самые элементарные навыки публичной борьбы, которые, как ни крути, потребуются им (или все-таки не им?) в ходе президентской гонки. Тогда они станут больше похожи на политических деятелей, влекомых какими-то идеями, принципами, целями, чем на чиновников, понуро исполняющих приказ вышестоящего лица. Они выйдут из тени великого демиурга и приобретут собственный цвет, вкус, запах, которые одних избирателей привлекут, а других отвратят. Конечно, не исключаю, что кандидатов поженят на партиях власти уже после парламентских выборов. Та, что наберет больше голосов, получит и кандидата № 1, первого первого вице-премьера. Вторая – кандидата № 2, «простого» первого вице-премьера. Но то, что эти свадьбы состоятся, не сомневаюсь. На это ясно намекает федеральный закон о выборах президента, который допускает теперь только два способа выдвижения кандидата: от политических партий или «в порядке самовыдвижения» при условии поддержки кандидатуры не менее чем 500 избирателями. Понятно, самовыдвижение – не царское дело. Значит, кандидат власти пойдет от партии власти. А поскольку партия власти на глазах у изумленной публики стала двоиться, постольку и кандидатов власти становится двое. Более того, готов предположить, что фактически мы будем выбирать их как пару, на манер староамериканской системы, когда кандидат, набравший больше голосов, становился президентом, а его соперник – вице-президентом (по-нашему – председателем правительства Российской Федерации).

В свое время, по поводу совершенно другого, не вице-премьерского квартета, дедушка Крылов заметил: «А вы, друзья, как ни садитесь...» Последнюю строчку этого двустишия российские избиратели в 2008 году придумают сами.

"