Posted 17 ноября 2004,, 21:00

Published 17 ноября 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:35

Updated 8 марта, 09:35

Один в поле не воин

17 ноября 2004, 21:00
В разгар осеннего призыва в Краснодарском крае установлен рекорд – 220 юношей изъявили желание заменить военную службу на альтернативную гражданскую. Между тем военкоматы, по мнению правозащитников, делают все, чтобы сократить число пацифистов.

Кубань по числу желающих пройти альтернативную службу вышла в рекордсмены. На всю Москву с населением в 10 миллионов человек в военкоматы было подано 15 заявок на АГС, а, к примеру, в сопоставимом по численности с Краснодарским Красноярском крае нашлось 33 желающих.

Все две с лишним сотни кубанцев мотивировали свой отказ служить в Вооруженных силах религиозными убеждениями. По закону на альтернативную гражданскую службу могут претендовать и убежденные пацифисты, но таковых в списке кубанских альтернативщиков не оказалось вообще. Возможно, они обращались в военкоматы, но доказать своих убеждений не смогли, что и неудивительно. Среди альтернативщиков – баптисты, адвентисты и прихожане церкви «Свидетели Иеговы», они смогли принести соответствующую бумагу из общины. Правда, пятерым доказать свои антимилитаристские религиозные убеждения не удалось все равно – призывные комиссии сочли их доводы голословными. Зато остальные, предоставив справки о том, что не имеют права брать в руки оружие, были зачислены в резерв «тружеников швабры, кирки и лопаты». Около полусотни из них получили отсрочки по состоянию здоровья или семейным обстоятельствам, а те, кто прав на отсрочку не имел – 163 призывника, – стали ждать решения Минтруда России о том, на каких именно предприятиях могут понадобиться их рабочие руки. Список предприятий должен был прийти в военкоматы в день начала осеннего призыва – 1 октября, но его нет до сих пор.

А пока на Кубани служит всего один призывник-альтернативщик. Почему так мало? Выбор предприятий, где можно было проходить службу, невелик, да и с жильем возникли проблемы – по закону работодатель обязан предоставить служащему общежитие. Анатолий Беляев из Адлера нашел другой выход – он поселился у своих единоверцев-иеговистов в Краснодаре, которые и оплачивают ему квартиру. Во время службы ему предоставлено место маляра на Краснодарском водохранилище.

За тем, как происходит становление альтернативной гражданской службы, внимательно следят не только военные и потенциальные призывники, но и общественные организации края, среди которых – Краснодарская организация выпускников российских вузов. Недавно ее активисты совместно с комиссией по правам человека при губернаторе Краснодарского края открыли общественную приемную для призывников и их родителей по вопросам призыва в Вооруженные силы, а также порядка прохождения АГС. Лидер организации выпускников вузов Ирина Дубовицкая считает, что идея альтернативной службы пробивает себе дорогу с трудом: «Мы не раз сталкивались с фактами скрытого противодействия со стороны сотрудников военкоматов, которые делают все, чтобы таких ребят было как можно меньше. Этой весной мы проверили четыре краснодарских военкомата, и выяснилось, что в трех из них отсутствует информация об АГС, которую они обязаны предоставлять призывникам. Военные вообще настроены в основном негативно, считая «альтернативщиков» просто дезертирами и уклонистами. Между тем альтернативная гражданская служба – это не чья-то прихоть, а важнейший признак цивилизованного демократического государства, которое уважает убеждения своих граждан».

"