Posted 18 сентября 2018, 08:53
Published 18 сентября 2018, 08:53
Modified 7 марта 2024, 16:25
Updated 7 марта 2024, 16:25
На полигоне «Цугол» в Бурятии завершились «самые масштабные», как утверждают пропагандисты Минобороны, военные учения за последние 30 лет. Под наблюдением Верховного главнокомандующего соединения Восточного и Центрального военных округов, а также Воздушно-десантных войск, китайской механизированной бригады и монгольского танкового взвода разыграли маленькую войну, продемонстрировав, как именно собирается воевать российская армия в двадцать первом веке.
Согласно сценарию, объединенная российско-китайская группировка сначала остановила наступление «агрессора», а потом обрушила на него огненный вал артиллерийского огня (были использованы установки залпового огня и огнеметы «Солнцепек») и атаковала силами в несколько десятков танков. Для закрепления успеха был высажен воздушный десант в полтысячи парашютистов.
В операции участвовали несколько десятков боевых самолётов, включая стратегические бомбардировщики. Организаторы маневров постарались и обеспечили телевидение замечательными картинками ракетно-бомбовых ударов, танковых атак и приземляющихся десантников. Однако главные вопросы, связанные с этими «беспрецедентными» учениями так и остались без ответа.
Российские руководители, начиная с Владимира Путина, выступившего на смотре войск, утверждали — Москва никому не угрожает, противник условный. Генерал Герасимов сообщил даже, что учения носят двусторонний характер: войска Восточного округа и Тихоокеанского флота воевали против сил Центрального округа и Северного флота. Однако в открытых источниках не появлялось никаких упоминаний относительно «розыгрыша» подобных маневров.
В то же время на полигоне «Телемба» была развернута Самарская дивизия ПВО, которая в ходе маневров уничтожила более 30 мишеней. Большинство из них — крылатые ракеты. В мире только две страны могут произвести массированную атаку крылатыми ракетами — это Россия и США. Воздушно-космическая операция, представляющая собой массированный удар «Томагавками», которые наводятся спутниками, до сих пор рассматривается отечественными стратегами как главная угроза. Учения на «Телембе» однозначно указывают на то, что Соединенные Штаты являются главным противником.
В ходе «Востока-18» всерьёз отрабатывались два важнейших элемента боевой подготовки. Один из них — массированная переброска войск и способность к быстрому развертыванию.
На востоке страны довольно мало войск — всего две дивизии и 17 бригад. Поэтому способность к широкомасштабной переброске сил и последующему стратегическому развертыванию неизбежно являются основой учений серии «Восток».
В прошлые годы Минобороны разрабатывало в ходе этих маневров новаторские для российской армии схемы. В частности, перебрасывали транспортной авиацией личный состав механизированной бригады. А БТР и БМП военнослужащие получали непосредственно с базы хранения в Забайкалье. В ходе предыдущих учений отрабатывался и массированный перелет истребителей.
Сейчас, судя по сообщениям, были расконсервированы несколько десятков танков Т-72 и Т-62 и эшелонами отправлены в войска.
В Восточном военном округе прошли небывалые по масштабу учения структур материально технического обеспечения. В ходе этих учений легкие транспортные Ан-26 садились на участок шоссе, превращенный во временный аэродром.
С этой точки зрения «Восток-2018», в ходе которых удалось перебросить и сконцентрировать 25-тысячную группировку, следует признать успешными.
Другой важнейший элемент учений — мобилизация резервистов. Именно их призыв должен компенсировать недостаток войск на востоке страны.
Неслучайно, объявляя об учениях, Шойгу сообщил: Генштабу поручено создать три группы инспекторов. Одна будет наблюдать за действиями войск Восточного военного округа, другая — Центрального. Третья — за мобилизационными мероприятиями. Из этого следует, что мобразвертывание должно стать одним из ключевых элементов учений.
Но, если нам хоть скупо, но все-таки сообщали о развертывании войск, о мобилизации резервистов практически никаких данных в СМИ не появлялось. Лишь «Красная звезда» опубликовала короткий текст о сборах резервистов в Хабаровском крае. Из него следовало, что мобилизовано было лишь несколько сотен человек, и никакого участия в маневрах они не принимали. Не исключено, что данные о резервистах организаторы оставили про запас, чтобы свести в отчетах концы с концами с численностью привлеченных войск. Но в любом случае, вряд ли эти данные поразят своей величиной.
Вопрос о численности
Сколько все-таки войск участвовали в «Востоке-2018»? Это главный вопрос, который остается по завершении учений. Несколько недель назад министр обороны Сергей Шойгу привел в немалое беспокойство иностранные государства, объявив, что в маневрах «Восток-2018» будет задействовано около 300 тысяч военнослужащих и гигантское количество военной техники и вооружений. «Более 1000 летательных аппаратов, почти 300 тысяч военнослужащих на почти всех полигонах Центрального и Восточного военных округов, естественно, Тихоокеанский и Северный флот, полностью задействованы Воздушно-десантные войска», — сказалглава военного ведомства. Если поверить словам Шойгу, то это значит, что Москва в своем военном планировании вернулась к логике холодной войны. Неслучайно российский министр обороны упомянул о советских учениях «Запад-81». В те годы и НАТО, и Варшавский Договор были обречены проводить маневры с участием сотен тысяч военнослужащих. Ведь предполагалось использование ядерного оружие, что означало гигантские потери.
Но даже тогда, при наличии более чем пятимиллионной армии, СССР выделил для участия в «Западе-81» чуть больше 100 тысяч солдат и офицеров. Сейчас же Шойгу пообещал развернуть треть всей численности Вооруженных сил. Никто в мире военных маневров такого масштаба давно уже не проводит. Даже в Китае: после проходивших в 2009 году маневров, в которых участвовало около 50 тысяч военнослужащих, Пекин уже не проводил столь крупных учений. В Европе масштабы маневров, ограничиваются Венским документом. И это не более, чем 9 тысяч военнослужащих.
Восточная часть России не может похвастать развитой транспортной сетью. Если бы кто-то всерьез рискнул перемещать 300 тысяч солдат и офицеров и 36 тысяч единиц военной техники, это на несколько недель блокировало железнодорожные и автомобильные магистрали.
В ходе маневров заявление Шойгу ничем подтверждено не было. Начальник Генштаба Валерий Герасимов обещал, что маневры пройдут на пяти общевойсковых полигонах. На бурятском полигоне «Цугол» было сосредоточено 25 тысяч военнослужащих. Еще около 1000 военных участвовали в стрельбах ПВО на полигоне Телемба. Сообщений о действиях на трех других полигонах не было.
Можно предположить, что, желая максимально преувеличить масштабы учений, российские военачальники использовали такой же трюк, который используют, когда хотят преуменьшить размеры своих маневров в Европе. Конец лета-начало осени — время итоговых учений во всех частях и соединениях Вооруженных силах. Рапортуя о маневрах в Европе, в Москве утверждают: никакого общего замысла не существует, просто несколько учений, проводимых в соседних регионах случайно совпали по времени. Для «Востока — 2018» та же схема действует с точностью до наоборот. Триста тысяч военнослужащих — это совокупная численность всего личного состава войск Восточного и Центрального военных округов, Воздушно-десантных войск и Северного флота (которые так или иначе задействованы тысячах всевозможных учений и проверок). Их единым махом зачислили в участники учений. При этом на востоке не наблюдается напряженности, которая объясняла бы необходимость такого завышения цифр. Скорее всего руководство Минобороны просто решило поразить верховного главнокомандующего масштабами учений.
И все же следует признать: на востоке страны действительно прошли крупнейшие маневры, в которых было задействовано 30−40 тысяч военнослужащих. Парадоксальным образом, пропагандисты и пиарщики сослужили дурную службу для Минобороны. Реальные достижения учений «Восток-2018» затерялись на фоне фантазий вокруг придуманных гигантских цифр, пишет openmedia.
Напомним, основная фаза проходила на полигоне Цугол в Забайкалье. В ней также участвовали военнослужащие Народно-освободительной армии Китая и монгольской армии. На полигон приезжал президент России Владимир Путин. В ходе полевого осмотра войск президент заявил, что "Россия — миролюбивое государство", и у неё нет агрессивных планов.