Posted 18 августа 2016,, 14:58

Published 18 августа 2016,, 14:58

Modified 8 марта, 02:42

Updated 8 марта, 02:42

«Административное рвение»

«Административное рвение»

18 августа 2016, 14:58
Запреты на призывы к бойкоту голосования не только выходят за рамки правового поля, но и бессмысленны, считают опрошенные «НИ» юристы и политологи.
Сюжет
Выборы

Действия Роскомнадзора и Генпрокуратуры по ограничению доступа к веб-сайтам, содержащим информацию о бойкоте думских выборов, являются антиконституционными. Об этом «НИ» заявил председатель комиссии по избирательным правам Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества Илья Шаблинский.

«Призывать к неявке на выборы – право каждого гражданина. Никакого экстремизма в этом нет», – считает г-н Шаблинский. Блокировку интернет-ресурсов можно оспорить в суде, отметил он, однако уверенности в положительном исходе дела нет.

«Я помню, как прокуратура объясняла блокировку сайтов Каспаров.Ru и Грани.Ру. Мол, на них содержится тенденциозная информация. Это не правовая позиция», – указал член СПЧ.

В центре «Сова» также называют борьбу с призывами не ходить на избирательные участки нарушением законодательства. «В целом мы полагаем, что, поскольку защищенное Конституцией право граждан России избирать органы власти не является их обязанностью, ограничение дискуссии относительно целесообразности участия в выборах представляет собой явное наступление на свободу слова», – сказано в заявлении на сайте организации.

«Честно говоря, никакой политической подоплеки я здесь не вижу, и мне кажется, что это просто административное рвение», - сказал в комментарии «НИ» эксперт Комитета гражданских инициатив (КГИ) Аркадий Любарев.

По сравнению с прошлыми федеральными выборами он отмечает заметное снижение количества призывающих к бойкоту политиков. Г-н Любарев объясняет это повышением конкуренции: вместо семи партий до участия в гонке допущены 14, к тому же были возвращены одномандатные округа. Помимо политической, нет даже гипотетической юридической угрозы, так как порог явки на выборах в России отсутствует.

Эксперт КГИ отмечает, что сам не является сторонником бойкота, но противопоставлять ему нужно не запреты, а пропаганду выборов. «Необходимо объяснять людям, что если они не ходят голосовать, то вредят сами себе», – резюмировал он.

Действительно, может даже сложиться впечатление, что кроме надзорных органов угрозу в призывах не голосовать ни за одну из партий никто не видит. И если во время выборов в Госдуму 2011 года за активный бойкот агитировала либеральная оппозиция, то теперь она официально участвует в кампании по спискам ПАРНАС. Из относительно известных политических сил к бойкоту пока призывали только незарегистрированные партии «Западный выбор» Константина Борового и «Другая Россия» Эдуарда Лимонова.

Несмотря на это, Роскомнадзор по требованию Генпрокуратуры уже во второй раз блокирует малоизвестные сайты, которые убеждают избирателей остаться 18 сентября дома. После предыдущего внесудебного отключения веб-ресурсов в соответствии с так называемым «законом Лугового» озабоченность по этому поводу выразила даже глава ЦИК Элла Памфилова и пообещала обратиться в Роскомнадзор с запросом. Информации об ответе ведомства пока не поступало.

По словам Ильи Шаблинского, помимо России, за призывы к бойкоту выборов могут блокироваться сайты в Саудовской Аравии, Иране и Катаре. «Вот в такой мы компании», – иронизирует он.

Избирательные процедуры в разных странах зачастую сопровождаются и агитацией за неучастие, однако она редко когда оказывается результативной. Несмотря на это, в истории разных государств есть примеры и успешных кампаний за бойкот.

Так, во время досрочных выборов в Палату представителей Ямайки в 1983 году бойкот объявила главная оппозиционная партия страны – Народная национальная партия. В итоге явка избирателей составила всего 2,7%. Правда, это не помешало правящей Лейбористской партии занять все 60 мест в парламенте.

Известно, что бойкот выборов в законодательные собрания как метода борьбы за независимость Индии использовал Махатма Ганди. Кроме того, Ганди, после смерти которого, по признанию российского президента, и «поговорить не с кем», призывал к бойкоту судов и правительственных учреждений.

"