Posted 17 марта 2014,, 20:00

Published 17 марта 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:33

Updated 8 марта, 04:33

Взятие Крыма

Взятие Крыма

17 марта 2014, 20:00
Очередное историческое взятие Россией Крыма и Севастополя произошло 16 марта 2014 года посредством референдума. Эту дату оперативно собравшиеся ночью в телевизионном «Останкино» лидеры всех думских партий во главе со спикером палаты еще до формального подсчета голосов крымского референдума дружно провозгласили великой

Новостная картина вчерашнего дня в России состояла почти исключительно из сообщений с «крымского фронта». В хронологическом порядке все выглядело так. На референдуме в Крыму 96,77% принявших в нем участие высказались за присоединение к России. Депутаты парламента Крыма приняли постановление о независимости автономии. Парламент обратился с предложением о принятии Крыма в состав Российской Федерации в качестве субъекта. Верховный Совет Автономной Республики Крым переименовал себя в Госсовет республики. Потом региональные депутаты решили, что Крым 30 марта переходит на московское время. Также парламент Крыма уполномочил председателя Верховного Совета Константинова и председателя правительства Аксенова подписать межгосударственный договор о принятии республики и Севастополя в состав России. Официальной валютой Крыма стал рубль, гривна имеет тот же статус до 2016 года. Крым попросит у России финансовую помощь для бесперебойной работы бюджетной системы республики.

Без проволочек

«Торжеством справедливости» и «примером для многих регионов Украины» назвали в Госдуме итоги крымского референдума. «Люди проголосовали за воссоединение народа, который всегда жил вместе… Будущее у нас общее – в стране, где соблюдаются законы, где защищены права и свободы граждан, где сильный лидер, принципиальная позиция которого позволила восстановить историческую справедливость» – так прокомментировал результаты голосования в Крыму секретарь генсовета «Единой России», вице-спикер Госдумы Сергей Неверов. Не меньшее воодушевление проявили и все остальные думские фракции. Так, лидер КПРФ Геннадий Зюганов охарактеризовал свои чувства как «своего рода настроение Дня Победы», а глава ЛДПР Владимир Жириновский предложил сделать 16 марта – день крымского референдума – общероссийским праздником.

Сразу же после закрытия избирательных участков российские законодатели устроили соревнование в оценке скорости принятия Крыма в состав России. В «Единой России» пообещали, что «все необходимые законодательные решения по итогам состоявшегося референдума будут приняты в кратчайшие сроки». По прогнозу Жириновского, юридически весь процесс присоединения может быть завершен в течение трех месяцев, по мнению главы комитета Госдумы по обороне Франца Клинцевича – до конца марта, а по оценке лидера «Справедливой России» Сергея Миронова – и вовсе за три дня. Ускорить процесс признания Крыма эсеры собирались при помощи законопроекта об упрощенном порядке присоединения новых территорий, который Госдума наметила рассмотреть 21 марта. Однако вчера он был неожиданно отозван с невнятной формулировкой о том, что эсеровский законопроект противоречил принципам международного права. К тому же, как пояснили «НИ» в Госдуме, «после объявления Крымом независимости надобность в нем отпала, и все решения могут быть приняты в рамках действующего российского законодательства».

Дальнейший сценарий присоединения Крыма к РФ теперь выглядит так. В соответствии с законом «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта» от 17 декабря 2001 года после подачи обращения крымского парламента президенту РФ должен будет подготовлен двусторонний договор, в котором будут зафиксированы вопросы, касающиеся синхронизации органов государственной власти, представительства Крыма в российском парламенте и все положения переходного периода. После подписания российским президентом этот договор будет рассмотрен Конституционным судом РФ, и в случае, если он признает его соответствующим Конституции страны, договор будет внесен на ратификацию в парламент вместе с проектом федерального конституционного закона, в котором будет указано наименование и границы субъекта, а также сроки, в течение которых он должен быть интегрирован в экономическую и правовую системы и систему органов госвласти России.

Однако, несмотря на юридические тонкости процесса вхождения Крыма в Россию, никаких сложностей на его пути с российской стороны не возникнет, уверены эксперты. «Та степень мобилизации российской элиты в поддержку этого решения, которую мы наблюдаем, исключает какие-либо проблемы. Как надо, так законодательство и переделают», – уверенно сказал «НИ» председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко.

«Никаких проблем со стороны России не возникнет, сомневаться в этом не приходится», – соглашается и политолог Андрей Рябов. Однако, по его словам, проблемы могут возникнуть с крымской стороны, в частности с адаптацией различных социальных групп. «Ключевая проблема – это проблема интеграции крымско-татарского населения. Как оно себя поведет? Примет ли российское гражданство в своей массе или вдруг мы столкнемся с той проблемой, которую в свое время пытались решить в республиках Балтии?» – задался вопросом г-н Рябов в беседе с «НИ».

Между тем крымские власти уже заявили, что те жители полуострова, которые с интегрированием с Россией не согласятся, смогут продолжить свою деятельность за пределами региона. «Военнослужащим украинских вооруженных сил будет предоставлена альтернатива: нести службу в Крыму, принеся присягу республике, или продолжить ее вне пределов Крыма – в составе украинской армии. Тот же принцип будет применен к госслужащим, работникам силовых структур, ко всем, принимавшим присягу на верность Украине», – пообещал крымский спикер Владимир Константинов.

Фото: EPA

Плюс на минус дает…

В понедельник Россия проснулась в ожидании пополнения. И тут же всплыл вопрос: а что дальше? В экспертном сообществе отмечены разброд мнений и шатание позиций. Одни считают, что Россия одержала великую победу, другие более осторожны в оценках: с победой мы приобрели массу проблем, разрешать которые придется многие-многие годы.

Часть российских экспертов предполагают, что в основном изменения будут носить положительный характер. Но по причине санкций со стороны США и Запада могут возникнуть серьезные и пока еще не предсказуемые проблемы. Для населения Крыма положительными станут изменения, которые отразятся на гражданах, напрямую зависящих от государства. Например, среднероссийская пенсия, составляющая около 270 долларов, почти в два раза выше украинской (150 долларов). Также прогнозируется снижение пенсионного возраста жителей Крыма до 60 и 55 лет для мужчин и женщин соответственно. Работники муниципальных учреждений, хорошо зарекомендовавшие себя на рабочих местах, сохранят должности, а некоторые, возможно, будут повышены.

Что касается затруднений, с которыми столкнется население полуострова, то первоочередное из них – подключение Крыма к российским ЛЭП. Процесс может занять несколько месяцев. Также крымчане вынуждены будут перерегистрировать свое имущество в соответствии с законодательством РФ и некоторые документы, к примеру свидетельства о рождении и браке. И, разумеется, на Крым, как и на остальную часть страны, в состав которой он хочет войти, распространятся санкции, последующие за признанием Россией легитимности крымского референдума. Они включают в себя как экономические, так и иные меры.

Прогнозы украинских экспертов менее оптимистичны: Автономная Республика Крым (АРК) формирует около 3–3,7% ВВП Украины. Полный разрыв связей с ней отбросит экономику региона в 1990-е годы. А вхождение Крыма в рублевую зону повлечет за собой рост цен и инфляцию. По информации начальника отдела муниципальных рейтингов Украинского кредитно-рейтингового агентства (UCRA) Елены Самойловой, дотации из госбюджета Украины достигают 45% совокупного бюджета полуострова. Поэтому разрыв связей с Украиной сильно ударит по социальной сфере. А в связи с обострением обстановки и сменой политических ориентиров из Крыма наверняка выведут активы наиболее крупные налогоплательщики.

Первый зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаил Емельянов считает «страшилки» украинцев сильно преувеличенными. «Крым больше отдавал, чем получал. Такую информацию распространяли для того, чтобы запугать жителей полуострова грядущим сближением с Россией, – сообщил «НИ» парламентарий. – Кремль, разумеется, будет помогать новому региону. Но отдавать станет не больше, чем другим субъектам, поэтому на благосостоянии россиян поддержка негативно не отразится».

Г-н Емельянов считает, что цены на продукты, другие товары и услуги после перехода АРК на рубли повысятся. Однако население не пострадает – одновременно зарплаты, пенсии и пособия сравняются с российскими. Якобы не ощутят изменения материального положения в худшую сторону и жители России. «У автономии внушительные перспективы. Украина не особенно развивала ее, относилась как к нелюбимому ребенку, – продолжает депутат. – Там довольно слабо представлены развлекательная отрасль, банковская сфера, неполноценно функционирует сельское хозяйство. Туда активно потекут инвестиции от российских компаний».

Доктор экономических наук, директор Института экономики РАН Руслан Гринберг видит ситуацию несколько по-иному. «Сейчас царит эйфория: вернули Крым, получили благословенную землю! Но вместе с ней на нас обрушилось огромное бремя, – поделился с «НИ» ученый. – АРК – запущенная территория, одна из самых отсталых в Украине. Согласен, правители этой страны не очень хорошо к ней относились, но для нас это не имеет никакого значения. На полуострове работает около двух тысяч предприятий, но бюджетообразующими среди них можно назвать не более десяти. Даже если все налоги оставлять там, Крым сможет обеспечить себя максимум на 50 процентов».

Одним из крупнейших источников дохода автономии, заметил Гринберг, является туризм. Но курортный сезон в этом году фактически сорван – убытки понесут не только туроператоры, но и казна. «Вкладывать в Крым придется значительно больше, чем в другие регионы РФ. Сколько – сейчас сказать невозможно. Трудно прогнозировать и то, как «вкладывание» скажется на ценах в стране, на уровне зарплат, на стоимости топлива».

Крымская тема вызывает очень много вопросов. Что делать с теми жителями Крыма, которые, возможно, откажутся получать российское гражданство? Присваивать им статус неграждан, как в Прибалтике? Они перестанут получать пенсии и социальные выплаты от Украины, но на каком основании тогда их будет выплачивать Россия? – задается вопросами замдиректора Института мировой экономики и международных отношений РАН Евгений Гонтмахер и отвечает «НИ»: «Что касается пенсионеров, то их в Крыму около 500 тысяч. Если произвести арифметические расчеты, то получится, что на выплату им пенсий у России будет уходить 60 млрд. рублей в год. Нельзя сказать, что сумма неподъемная, однако важно понимать, что пенсия в нашей стране начисляется по сложным, запутанным и постоянно меняющимся правилам, которые, естественно, на Украине не действовали. Предстоит колоссальная работа. Та же проблема возникнет и при пересчете зарплат бюджетников. В общем, для простых жителей Крыма, которые и так живут в бедноте, по сути, ничего не изменится, а вот средний класс столкнется с падением уровня жизни. Есть риск, что Крым на наших глазах превратится в экономического инвалида, наподобие Ивановской области».

На другие фундаментальные проблемы указывает и глава Центра фискальной политики Галина Курляндская. «В первую очередь российским властям придется принимать срочную поправку в закон о бюджете и одновременно устанавливать какой-то переходный период, потому что подключить Крым к уже принятому бюджету невозможно», – сказала она «НИ». Правда, непонятно, как и на каком основании будет рассчитываться бюджетная помощь Крыму, так как распределение финансовой помощи в России осуществляется по данным Росстата за последние три года. Учитывая, что сейчас помощь Крыму осуществляется за счет перечислений и материальных дотаций из регионов, предположу, что и в дальнейшем будет использоваться этот механизм. Мы видели, что сейчас правительство отказывает в помощи регионам, чье финансовое положение бедственно, обосновывая, что денег в бюджете нет. А вот для Крыма, очевидно, деньги найдутся».

Аппетит во время еды

Еще не успела страна приступить к «перевариванию» свежего территориального пирога, а у многих российских политиков разгорелся нешуточный аппетит на новые земли зарубежных государств. В то время, когда официальный Кремль заверяет, что крымский референдум соответствовал нормам международного права и Устава ООН, российские законодатели на полном серьезе заговорили о возможности присоединения к Российской Федерации не только юго-восточных областей Украины, но и других территорий бывших советских республик.

Политолог Дмитрий Орешкин видит в ситуации с Крымом пример правовой коллизии – столкновение двух международных прав: наций на самоопределение и государства на территориальную целостность. Однако «крымская коллизия» была решена в значительной степени силовым путем. «Поэтому для всего мира референдум в Крыму нелегитимен», – считает эксперт. На вопрос, возможно ли повторение подобных сценариев в походе за новыми территориальными приобретениями на постсоветском пространстве, г-н Орешкин отвечает отрицательно: «В Прибалтике этого не может произойти по двум причинам: она является зоной НАТО и здесь отсутствует социальная опора среди русскоязычного населения, которое не собирается рисковать, прежде всего по причине более низких стандартов жизни в России. В Казахстане обстановка сложнее, но здесь также крымский вариант маловероятен. Русские понимают, что это чревато национальными конфликтами непосредственно на их территории. Они, скорее, предпочитают сами перебираться в Россию из экономически плохо развитого Казахстана».

США и ЕС озвучили первые санкции в отношении России

Ни одна страна на момент подписания номера не заявила о безусловном признании референдума в Крыму. Молчит Белоруссия, довольно осторожную позицию занял Китай. Замминистра иностранных дел Китая Ли Баодун ограничился лишь обтекаемым заявлением о необходимости всем сторонам конфликта проявлять сдержанность. Зато 28 стран Евросоюза, а также США и их ближайшие союзники (например, Япония и Канада) объявили о непризнании референдума. Причем сделали это с разной степенью категоричности – от вполне дипломатичных выражений до заявления министра иностранных дел Польши Радослава Сикорского, который назвал референдум «нелегальным и неконституционным», а действия России в отношении Крыма «аншлюсом», который «не может быть без ответа международного сообщества». Правда, нельзя сказать, что во всех странах ЕС царит солидарность с дипломатическими ведомствами своих стран по «крымскому» вопросу. Так, самый популярный, на сегодняшний день политик Франции Марин Ле Пен резко высказалась в поддержку референдума. Это, вероятно, связано с тем, что во Франции идея расширения ЕС (в том числе за счет Украины) крайне непопулярна. Главный же шаг, который предприняли ЕС и США – это объявили санкции против российских и украинских чиновников. Кроме того, Белый дом дал понять: санкции могут быть расширены, если ситуация вокруг Украины не будет урегулирована. В американском санкционном списке вице-премьер правительства России Дмитрий Рогозин, депутаты Государственной думы Елена Мизулина и Леонид Слуцкий, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко и член Совета Федерации, глава комитета по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам верхней палаты Андрей Клишас, а также помощник президента Владислав Сурков и советник главы российского государства Сергей Глазьев. Санкции объявлены против Виктора Януковича, украинского политика Виктора Медведчука, главы правительства Крыма Сергея Аксенова и спикера крымского парламента Владимира Константинова. Все эти люди попали и в европейский список. Правда, он несколько шире. В нем – 21 человек, в том числе сотрудники российских спецслужб и военные, например, командующий Черноморским флотом адмирал Александр Витко. Все зарубежные счета попавших в списки лиц (если таковые найдутся) подлежат аресту. Въезд в страны ЕС и США им запрещен.

"