Posted 17 февраля 2015,, 21:00

Published 17 февраля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:53

Updated 8 марта, 03:53

Фальшивый запрос

Фальшивый запрос

17 февраля 2015, 21:00
Ежедневно из Госдумы в различные государственные органы рассылаются многие сотни деловых бумаг, среди которых особняком стоят депутатские запросы, реагировать на которые чиновники должны в обязательном порядке, без проволочек, с конкретными ответами на поднимаемые народными избранниками вопросы. Определенную эффективно

Ранее, отмечают думцы, расследованием дел о фальшивых запросах занималась ФСБ, и подделок отправлялось на порядок меньше. С некоторых пор проблема обострилась. Один из последних фальшивых запросов был направлен в прокуратуру Пензенской области от имени депутата от «Единой России» Ильи Костунова. Поскольку прокуратура попросила подтвердить подлинность документа, обман раскрылся. А сколько еще фальшивых запросов было отправлено и еще будет отправлено – никому не ведомо.

Скандалы с поддельными запросами вспыхивают в нижней палате парламента довольно регулярно. Один из первых зафиксирован в 2003 году. Сразу три депутата от трех разных фракций оказались в неприглядной ситуации. Выяснилось, что от их имени довольно продолжительный период времени в различные властные и правоохранительные структуры отправлялись «липовые» запросы. Столичная мэрия, рассмотрев фальшивые бумаги, подписанные именем парламентария Николая Бенедиктова, дала на них положительное решение: ряд коммерческих структур получили подряды на строительство жилья в нескольких районах Москвы. Два других депутата также не ведали, что их «просьбы» удовлетворяли разные ведомства. Депутат Бенедиктов обратился с заявлением в правоохранительные органы. Однако мошенников так и не нашли.

А вот редкий случай – дело Виктора Сохацкого, экс-помощника депутата Госдумы от ЛДПР Леонида Слуцкого, удалось довести до суда. В 2010 году сотрудники департамента экономической безопасности МВД РФ задержали его по подозрению в получении крупной взятки и организации заказных депутатских запросов. Суд приговорил Сохацкого к 3 годам и 6 месяцам лишения свободы в колонии общего режима.

В 2012 году в Думе разгорелся очередной скандал, связанный с фальшивым запросом. Член фракции КПРФ Тамара Плетнева угрожала судом тем, кто от ее имени распространил информацию о якобы подготовленном ею запросе в Генпрокуратуру в отношении ряда парламентариев от «Справедливой России», которые занимаются бизнесом, нарушая закон о статусе депутата. «Я ни сном ни духом не знаю ни о каких запросах», – возмущалась парламентарий.

Зампредседателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вадим Соловьев считает, что фальшивые запросы представляют довольно серьезную опасность. «С их помощью нечестные люди лоббируют, к примеру, интересы разных коммерческих компаний, – заявил «НИ» парламентарий. – Надо отметить, нагрузка на депутатскую почту колоссальная. Мне ранее приходило в год по 5–7 тысяч писем. А сейчас в связи с кризисом количество обращений существенно увеличилось. На каждое письмо мы обязаны дать ответ. Приходится задействовать не только помощников депутатов, но и общественных помощников. Вот они-то, случается, и отправляют поддельные запросы. По просьбам друзей, по своим личным вопросам, а нередко и за деньги».

Попасть под удар, отметил г-н Соловьев, могут даже самые высокопоставленные думцы. Никто не застрахован от нечестных помощников. «Мы сейчас пытаемся найти способы предотвращения или минимизирования отправки фальшивок, – продолжает депутат. – Один из них: запрос, составленный помощником, передается юристу фракции, затем депутату. Появляется более высокая гарантия того, что подделки не проскользнут. Но опять же гарантия неполная».

Адвокат, бывший следователь Следственного комитета при МВД РФ Владимир Жеребенков подсказывает депутатам наиболее эффективный, на его взгляд, способ – дополнить УК РФ статьей, карающей за рассылку поддельных запросов. «Почему депутаты до сих пор не сделали этого? Вероятно, некоторые из них не желают утратить дополнительный источник дохода. Ведь поддельные депутатские запросы – очень прибыльный бизнес, – предполагает в беседе с «НИ» юрист. – Почему сейчас подняли вопрос о способах борьбы с фальшивками? Вероятно, в Думе завелась группа конкурентов – те же помощники или другие работники аппарата. Вот и пытаются «разоблачить» конкурирующую группировку».

Бывший федеральный судья, профессор кафедры правовых дисциплин МГУ Сергей Пашин говорит, что даже в случае принятия такого дополнения в УК до суда дойдет очень небольшое количество дел о поддельных запросах. «Очень сложно найти рассыльщиков и доказать их причастность к афере. Поэтому в настоящее время дел по фальшивым запросам в судах практически нет, – сообщил ученый «НИ». – Поддельщиков и сегодня можно привлечь к ответственности по статьям УК, предусматривающим ответственность за мошенничество и подделку документов. Но следователи не берутся за это хлопотное дело. Так что депутатам надо более тщательно подбирать своих помощников».

Сопредседатель партии РПР–­ПАРНАС Борис Немцов, являвшийся депутатом ГД с 1999 по 2003 год, сообщил «НИ», что в его бытность в законодательном органе о поддельных запросах ничего даже не слышали: «Большая часть нынешних думцев довольно сильно отличается от коллег прошлых лет. Они, скажем так, менее честные. И помощники им под стать. Почему не удается решить возникшую проблему? Вероятно, из-за отсутствия к ней общественного интереса. Вот и недосуг парламентариям заниматься такими «мелочами».

Не слышал о поддельных запросах в период своего депутатства (с 1993 по 2003 год) и председатель партии «Яблоко» Сергей Митрохин. «Причин существования фальшивых депутатских запросов, на мой взгляд, три: депутат – полный разгильдяй; состоит в сговоре с теми, кто их подделывает; делает вид, что не знает о том, что его помощники рассылают фальшивые запросы», – сказал «НИ» экс-депутат ГД Сергей Митрохин.

"