Posted 17 февраля 2005,, 21:00

Published 17 февраля 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:36

Updated 8 марта, 09:36

«Если человек не крокодил, то он либерал»

«Если человек не крокодил, то он либерал»

17 февраля 2005, 21:00
На минувшей неделе нескончаемый «мертвый сезон» в жизни российских партий, показалось, начал подходить к концу. Президент после многомесячной паузы провел традиционную встречу с думскими партийными лидерами, а самые разные политические структуры России особенно взбудоражили либеральные идеи. «Комитет-2008», так и не по

Партийную жизнь оживила состоявшаяся во вторник придворная встреча Владимира Путина с лидерами думских фракций. Президентское большинство, устами Бориса Грызлова, еще раз подтвердило свои конструктивные и деловые отношения с главой государства, которые спикер Госдумы охарактеризовал загадочной фразой: «Вопрос взаимоотношений имеет высокую степень слаженности». А президентская (по существу) оппозиция передала на высочайшее рассмотрение отчет о проведенных акциях протеста против монетизации льгот и, пользуясь оказией, пожаловалась на диктат парламентского большинства и «нарушение им элементарного здравого смысла». А уже вечером вторника некоторое разнообразие внесли еще и аутсайдеры парламентского процесса. Умы политиков и чиновников всколыхнул внезапно оживший призрак либерализма.



Нарушение элементарного здравого смысла

«Вопрос о расколе в рядах «Единой России» и о создании каких-либо «крыльев» неактуален», – заявил в среду секретарь президиума генерального совета партии «Единая Россия» Валерий Богомолов. Таким образом, партийный лидер прокомментировал опубликованную 15 февраля в «Новых Известиях» статью, в которой говорилось о создании либерального крыла партии власти («А что я буду с этого иметь?» – № 26 «НИ»). По мнению г-на Богомолова, все разговоры о «крыльях» возникают, когда враги хотят заявить о мнимой слабости партии. Депутат даже усмотрел в этом тенденцию: «Как только партии удается какое-то дело, начинается очередная возня вокруг нее». «Каким-то делом» партийный функционер назвал организацию митингов в поддержку президентских реформ 12 февраля. Между тем депутат признался, что он вовсе не противник либерализма и сам по сути своей является либералом, правда, не простым. Ведь, по его мнению, либерализм «в нашей стране должен обязательно базироваться на традиционных российских ценностях, тогда он будет для страны благом». Теперь ясно, что имел в виду Геннадий Зюганов, когда говорил о «нарушении элементарного здравого смысла» парламентским большинством. Если бы уважаемый г-н Богомолов внимательно прочитал статью в «НИ», то он узнал бы, что вредители и враги скрываются среди его коллег по партии. Ведь первым о строительстве либерального крыла «Единой России» сообщил журналистам председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству «единоросс» Владимир Плигин. Трудно гнуть единую линию партии, когда «в товарищах согласья нет». Вот и получается, что раскол в партии власти все же имеется.



Либеральная матрица

Если парламентским партиям вопрос выборов кажется весьма далекой перспективой, то для лишенных кресел в Думе демократических сил он актуален, как никогда. В ночь со вторника на среду состоялось очередное заседание «Комитета-2008», на котором правые вплотную приблизились к построению новой партии. Это заседание комитета, к сожалению, показало, что согласия «Яблоко» и СПС за прошедший год так и не достигли. Накануне заседания представители обеих партий, ссылаясь на строгую конфиденциальность переговоров, старались не комментировать свои позиции. Сразу после него о секретности забыли. Вначале прозвучали вполне радужные оценки. Первый заместитель председателя партии «Яблоко» Сергей Иваненко: «Мы прояснили позиции всех участников и договорились о том, что продолжим консультации». Ирина Хакамада: «Обе партии показали, что готовы рассматривать вопрос о смене названия, смене руководства». Председатель комитета Гарри Каспаров: «Такого идеологического прорыва эти партии никогда не делали, и это признали не только члены комитета, но и Григорий Явлинский». Сдержаннее всех был Борис Немцов, заявивший, что «могло быть гораздо хуже». По его предложению была сформирована согласительная комиссия, которая должна в двухнедельный срок подготовить общий документ.

Как выяснилось, и «Яблоко» и СПС вновь предложили создавать новую партию на основе своих структур. И те и другие согласны на смену названия и ротацию кадров. Но дальше начинаются разногласия. «Яблочники» настаивают на сохранении 50% федерального руководства за собой. При этом они предлагают вначале определиться с идеологией. Сергей Иваненко озвучил основные принципы этой идеологии: смена конституционным путем власти в стране и борьба с олигархической системой. Даже несмотря на то, что Анатолий Чубайс формально перестал возглавлять партию, СПС будет весьма сложно согласиться с такими радикальными постулатами. Видимо, поэтому СПС предлагает в первую очередь заняться созданием новой партии на базе «общих демократических принципов», а вопросы идеологии и лидерства оставить на потом. Впрочем, как сообщил «НИ» ответственный секретарь федерального политсовета СПС Виктор Некрутенко, «мы представляем свою партию в качестве матрицы для создания объединенной партии».

Кстати, в среду к борьбе за чистоту либеральных рядов подключилась администрация президента. Советник президента РФ по экономическим вопросам Андрей Илларионов лишил Анатолия Чубайса гордого звания «либерал». «Мы считаем, что если политический деятель не сажает предпринимателей в тюрьму, то он либерал. То есть если человек не крокодил, то он либерал», – заявил советник президента.



Все на баррикады!

А вот дальше страсти накалились. В среду утром в редакцию «НИ» пришло заявление президиума федерального политсовета СПС, в котором в телеграфном стиле значилась зловещая фраза: «Мы сожалеем, что от участия в переговорах уклонились Гарри Каспаров и Владимир Рыжков». Как выяснилось, оба политика, сославшись на занятость, отказались входить в согласительную комиссию. Их понять можно – в отличие от коллег-демократов, готовых посвящать партийной работе все свое время, оба уклониста люди действительно занятые. Одному в Думе заседать, а другому к матчу за звание чемпиона мира по шахматам готовиться. Ответ Гарри Каспарова последовал незамедлительно. В среду, находясь в Санкт-Петербурге на митинге протеста против отмены льгот, он назвал заявление СПС «очередной аппаратной разводкой». Правда, Виктор Некрутенко пояснил «НИ», что за этим заявлением ничего страшного не кроется: «Нас огорчило, что в рабочую группу не вошли Рыжков и Каспаров. Мы хотели бы видеть их, и жалко, что они отказались. Вот что мы имели в виду».

Однако Гарри Кимовича, находящегося в гуще народного протеста, остановить было уже трудно. «Мы принципиально расходимся с существующими демократическими партийными структурами в принципе подбора кандидатов на объединение, – сообщил он журналистам. – Под основой они подразумевают сохранение как старых политических лидеров, так и старые технические аппаратные структуры». Фактически он призвал создавать новую партию с нуля и, не дожидаясь выборов, идти «на баррикады». А основной проблемой он считает существование у «проверенных старых демократических лидеров страха перед уличным протестом и нежелание в этом участвовать».

Так что решительный шаг демократов к объединению, похоже, внес еще большую сумятицу в и без того не простые взаимоотношения правых. Если раньше не могли договориться между собой упомянутые партии, то теперь к ним добавилась «третья сила» в лице свободных политиков Гарри Каспарова и Владимира Рыжкова.

"