Posted 17 января 2012,, 20:00

Published 17 января 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:57

Updated 8 марта, 05:57

Сам себе обвинитель и защитник

17 января 2012, 20:00
Глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин выступил вчера с инициативой исключить следователей из обвинения и сделать их самостоятельной стороной судопроизводства. По мнению адвокатов, это нарушило бы принцип состязательности судебного процесса и сломало бы четко распределенные роли защиты и обвинения.

Предложение Александра Бастрыкина исходит из того, что в настоящее время следователь искусственно включен в число участников обвинения, и фактически это происходит зачастую в ущерб истине. Согласно Уголовно-процессуальному кодексу РФ, следователь осуществляет предварительное расследование уголовного дела, которое затем, после утверждения прокурором обвинительного заключения, отправляется в суд для рассмотрения по существу. Сторону обвинения на этом этапе представляет сотрудник прокуратуры. На уровне предварительного расследования прокурор осуществляет надзор за законностью его ведения. Но следователь, как гласит УПК, тоже находится на стороне обвинения, ведь по закону он собирает доказательства вины подсудимого. Задача найти факты, свидетельствующие в пользу обвиняемого, находится в компетенции только адвокатов.

Тем не менее представители защиты выступают категорически против инициативы Следственного комитета. Адвокат Юрий Шмидт пояснил «НИ»: «Представители ведомства прежде всего руководствуются не интересами уголовного процесса, а желанием получить дополнительные полномочия. В этом предложении явно прослеживаются противоречия между стороной обвинения и стороной защиты».

По мнению эксперта, чтобы сделать следователей самостоятельной стороной судебного процесса, потребуется полностью менять законодательство. «Из того, что творится сейчас в судебной системе, это – только верхушка айсберга, – отметил г-н Шмидт. – Здесь нужно действовать не таким изолированным, обрывочным способом, а проводить комплексную работу». Что же касается «ущерба истине», то соотношение обвинительных и оправдательных приговоров в РФ определяется сложившейся судебно-следственной практикой и накопившимся огромным запасом инерции, подчеркивает адвокат. По его словам, оправдательный приговор по-прежнему считается у нас ЧП. А дело, завершившееся таким приговором, считается большим браком в работе следователя.

В идее г-на Бастрыкина юристы увидели желание ведомства расширить и наделить его более весомыми полномочиями. А в результате, по их словам, мы получим очередного монстра. Адвокат Игорь Трунов отмечает: то, что предлагает глава СК, уже существовало во времена Советского Союза. «Раньше у нас прокуратура выполняла такую комплексную роль, она одновременно надзирала, она расследовала, и она же и защищала, – рассказал «НИ» эксперт. – Все это было в одном флаконе, и потом стало понятно, что ни один из этих институтов не работает и не может работать. Поскольку надзор и следствие в одних руках – это просто бред. С таким трудом следствие отделили от надзора. И теперь снова возвращаться к тому, что было, абсурдно».

По мнению г-на Трунова, в результате могут быть нарушены четко распределенные роли в судопроизводстве. Сейчас есть сторона защиты и сторона обвинения. Следователь собирает доказательства обвинения. А адвокат собирает доказательства в пользу защиты. «В условиях этой состязательности и рождается истина, – поясняет адвокат. – Именно в рамках соблюдения существующих процессуальных норм доказательств это происходит. А если следователь будет добывать непонятно что, то тогда непонятно, чем суд будет заниматься. Это единственная сейчас существующая универсальная форма судопроизводства, которое изобрело человечество».

Юристы отмечают: следователь и сейчас отчасти наделен правом собирать факты в пользу обвиняемого. «Но когда встает вопрос, чтобы предъявить эти доказательства, то это отдается на усмотрение следователя, – отмечает Игорь Трунов. – Если он захочет приобщить эти доказательства к материалам дела, то он это сделает. Но стать защитником обвиняемого он все равно не сможет. А фактически это сейчас и предлагается. Выполнять одновременно роль и адвоката, и обвинителя – это бред. Как может быть самостоятельная сторона, которая наделяется всем спектром и защитных и обвинительных функций?»

Кроме того, по мнению юристов, предложение г-на Бастрыкина нарушает Конституцию. Ведь согласно Основному закону страны судопроизводство носит состязательный характер. Если же следователь встанет над процессом, то состязательность исчезнет.

"