Posted 16 октября 2005,, 20:00

Published 16 октября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:24

Updated 8 марта, 09:24

Экс-спикер Госдумы РФ Геннадий Селезнев

Экс-спикер Госдумы РФ Геннадий Селезнев

16 октября 2005, 20:00
Геннадий Селезнев – человек для Госдумы не посторонний, он был спикером Думы второго и третьего созывов. Сегодня Селезнев рядовой независимый депутат, видит жизнь парламента не из президиума, а изнутри. И ему кажется, что такой послушной и управляемой, как сегодня, Дума больше не будет никогда. В интервью «Новым Извест

– Геннадий Николаевич, вам выпало руководить нижней палатой парламента два созыва подряд. Как она эволюционировала?

– Депутатам первого созыва было сложно, потому что за спиной был 93-й год, расстрел Верховного Совета. Дума была на очень высоком политическом градусе. Нужно было решать много вопросов, связанных с принятием новой российской Конституции и приводить в соответствие с ней законодательную базу. Во второй Думе, как и в первой, были представлены все политические силы – от правых до левых. В течение четырех лет она приводила все российское законодательство в порядок, принимались главные кодексы. Во второй и даже третьей Думе всегда были очень острые дискуссии. В них был стержень и характер, позволившие преодолеть попытки Ельцина разогнать депутатский корпус.

– Почему же сейчас парламент превратился в придаток Кремля и филиал «Единой России»?

– К сожалению, вы правы, превратился. Больше того, мы все чаще слышим, как спикер палаты Борис Грызлов заявляет о том, что политсовет «Единой России» принял такое-то решение, и 306 кнопок голосует синхронно. Парламентское большинство предпочитает игнорировать прочие мнения и ничего не обсуждать по существу. Так принимался 122-й закон, приведший к сотням инфарктов. Под сурдинку с ним было принято еще 50 антинародных законов. Сегодня медвежьи услуги по обслуживанию администрации президента очень часто оборачиваются боком.

– Какой останется в истории российского парламентаризма Госдума четвертого созыва?

– Уже сегодня ее можно вписывать в эту историю, перечислив весь перечень законов, принятых под одну гребенку. Это и уже упомянутый 122-й закон, и 131-й о местном самоуправлении, который еще три года будут внедрять и растолковывать властям на местах. Убогая административная реформа, парализовавшая систему исполнительной власти и ставшая причиной перманентных конфликтов глав агентств с министрами по поводу распоряжения денежными потоками, тоже на совести тех людей, которые называют себя партией власти.

– Как вы относитесь к прогнозу политологов о досрочных думских выборах?

– Я согласен с тем, что досрочные выборы в Госдуму возможны, поскольку таким, как сейчас, парламент быть не должен. Партия «Единая Россия» на выборах набрала меньше 30% голосов, а потом просто провела призыв депутатов, избранных по одномандатным округам, используя подкуп, административный ресурс. И получилась неповоротливая фракция из 306 человек. Такая расстановка сил возмущает не только российскую оппозицию, но и весь мир, потому что Дума у нас тоталитарная. Демократия в ней скукоживается из-за приказов со стороны руководства «Единой России». Таким образом, парламент превратился действительно в машину, штампующую все, что предлагает президент и правительство. Поэтому, если пройдут досрочные выборы депутатов, я думаю, такого пира у партии власти больше никогда не будет. Они потеряют одномандатные округа (которые теперь отменены), а по спискам больше 25% они не возьмут даже при условии, что вся административная машина будет работать исключительно на них.

– Но не получится ли так, что Охотный Ряд оккупируют представители какого-нибудь нового «клона» партии власти?

– Нет, больше такого монстра в Думу не протащить ни при каких обстоятельствах, будь парламентские выборы в 2006 году или в 2007-м. Как раз правые сейчас имеют шанс на реанимацию. Ведь закон, отменяющий одномандатные округа, продавлен, скорее всего, либералами. Он позволяет им собраться с силами и вновь пройти в Госдуму. В новой Думе, конечно, правые представлены будут – сейчас к их отсутствию в стенах парламента с непониманием и настороженностью относится Запад. То есть с помощью отмены одномандатных округов при нынешней системе власти создаются предпосылки для появления противовеса партии власти. Что касается «Единой России», подчеркну, ее нельзя назвать ни правой, ни левой, ни центром. Это – филиал администрации президента и правительства, который занят исполнением тех заказов, которые выгодны исполнительной власти.

– А вы сами себя чувствуете частью нынешнего думского механизма?

– Слава Богу, нет. Я на все это дело не могу спокойно смотреть, даю честные оценки происходящего, за что постоянно подвергаюсь наездам. «Медведи» стараются меня сильнее топтать. Даже с поста председателя Межпарламентской группы меня сняли, потому что я не состою в «Единой России» и, как объяснил мне Грызлов, чтобы ему было комфортнее.

"