Posted 16 сентября 2012,, 20:00

Published 16 сентября 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:38

Updated 8 марта, 05:38

Отбор вместо набора

16 сентября 2012, 20:00
В субботу завершились общественные интернет-консультации по кандидатам на вакантные места в президентский Совет по правам человека (СПЧ). Теперь до 1 октября, прежде чем попасть в досье к президенту, кандидатуры претендентов будут обсуждаться в рабочих группах Совета. Как свидетельствуют окончательные результаты сетево

Голосование в Интернете по кандидатурам в Совет по правам человека проходило в течение двух недель. На места в СПЧ претендовали 86 человек по 13 номинациям. В субботу на официальном сайте Совета были опубликованы итоговые данные о количестве высказанных мнений. Прежде всего победителями в своих номинациях стали известные журналисты Леонид Парфенов и Максим Шевченко или политик Ирина Хакамада. Как свидетельствуют окончательные результаты, в лидерах в большинстве категорий оказались вовсе не зарекомендовавшие себя в профильных сферах правозащитники, а деятели, так или иначе связанные с какими-то государственными структурами.

Например, в номинации «Общественный контроль за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания, реформа системы ФСИН» первое место занял экс-омбудсмен Петербурга Алексей Козырев, за которого проголосовали 22,9 тыс. человек. Известный правозащитник Андрей Бабушкин, которого поддержали 17,8 тыс. человек, идет на втором месте. В номинации «Защита общества от агрессивного национализма, ксенофобии и экстремизма» первое место интернет-пользователи отдали одному из учредителей «Славянского правового центра» адвокату Владимиру Ряховскому (почти 7 тыс. голосов). Он известен как адвокат, отстаивающий права религиозных организаций и верующих граждан. Почти вдвое меньше голосов набрал директор аналитического центра «Сова» Александр Верховский, чья организация регулярно публикует экспертные данные, посвященные проявлениям ксенофобии и экстремизма в России.

В самой популярной номинации «Защита прав инвалидов, бездомных, иных социально уязвимых категорий населения» лидером стала активистка «Молодой гвардии», отвечающая в организации за социальные и добровольческие проекты, Яна Лантратова (39,5 тыс. голосов). Только на втором месте идет Елизавета Глинка («Доктор Лиза»), филантропические проекты которой принесли ей широкую известность.

В номинации «Защита избирательных прав граждан, развитие избирательной системы» лидирует бывший член ЦИК Игорь Борисов, за которого проголосовали 4,4 тыс. человек. Причем Борисову удалось вырваться в лидеры буквально в последний момент. Лидировавшая на протяжении почти всего процесса голосования руководитель ассоциации «Голос» Лилия Шибанова собрала 3,9 тыс. голосов. Еще один активный член «Голоса», эксперт Андрей Бузин, занял четвертое место.

Стоит отметить, что на рассмотрение президенту будут представлены по три кандидата в каждой номинации, набравшие наибольше количество голосов. С 16 сентября по 1 октября состоится рассмотрение кандидатов в состав СПЧ в рабочих группах, а 4 октября Совет по правам человека обсудит результаты итогов на своем заседании.

Отметим, что во время всей процедуры голосования совет сотрясали скандалы, а процедурой были недовольны даже сами члены Совета. Система ротации не имеет никакого отношения к процедуре назначения членов совета, прокомментировала «НИ» итоги интернет-консультаций член Совета по правам человека Тамара Морщакова. «Предсказать, кто в результате окажется в Совете, я не берусь, – пояснила «НИ» эксперт. – Это проходит только в режиме консультаций. Члены Совета по положению о Совете назначаются президентом по представлению председателя органа. Это официальная часть процедуры. Все остальное – лишь консультации». По мнению г-жи Морщаковой, обсуждения в Сети можно было и не проводить, поскольку они не имеют никакого значения для последующего решения.

Все будет зависеть от решения на президентском уровне, также уверен один из номинантов интернет-консультаций, руководитель ассоциации в защиту прав избирателей «Голос» Лилия Шибанова. «Все будет зависеть от того, хотят ли они сформировать правозащитный совет из реальных правозащитников или же создать явно декларативный орган, – отметила «НИ» эксперт. – В каждой номинации явно есть и те и другие претенденты. И поэтому здесь действительно будет приниматься решение, исходя из некоей политической необходимости».

"