Posted 16 сентября 2008,, 20:00

Published 16 сентября 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:59

Updated 8 марта, 07:59

Писатели против цифры

16 сентября 2008, 20:00
Сегодня Госдума рассмотрит во втором чтении уже ставшие скандальными поправки в закон «О библиотечном деле», которые разрешают национальным библиотекам оцифровывать книги без договора с правообладателем. Мнения российских писателей, чьи книги и будут оцифровываться, разделились: одни написали письмо президенту с просьб

Протест литераторов вызвала поправка, которая предлагает «создание в электронной форме копии документа по истечении двух лет со дня получения библиотеками обязательного экземпляра документа». Другими словами, законодатели хотят наделить национальные библиотеки правом оцифровывать «любые документы» (например, книги или видеофильмы), через два года после выхода произведения, причем без согласия авторов и без выплаты им вознаграждения. Писателей настолько возмутила эта инициатива, что они даже написали Дмитрию Медведеву открытое письмо. Борис Васильев, Полина Дашкова, Евгений Евтушенко, Сергей Лукьяненко, Борис Стругацкий, Людмила Улицкая и Аркадий Арканов попросили президента воспрепятствовать принятию поправок. По их мнению, эта инициатива нарушает целый ряд норм международного права и нашего законодательства: «Что такое два года? За этот срок автора только раскрутить успевают. Основные доходы начинаются как раз на третий и последующий годы. И тут нам говорят: «Баста! Отдавайте даром», – говорится в тексте письма. Основное опасение писателей заключается в том, что с принятием поправок их произведения из национальных библиотек прямиком попадут в пиратский оборот.

11 сентября в Госдуме прошло расширенное заседание комитета по культуре, на котором обсуждались эти поправки. Полпред правительства РФ в Госдуме Александр Логинов заверил, что никакого нарушения авторских прав при создании цифровых копий произведений не будет. «Мы будем предлагать авторам заключать договор с национальными библиотеками на право оцифровки их книг», – пояснил он. В свою очередь, глава думского комитета по культуре и один из разработчиков поправок Григорий Ивлиев обратил внимание на то, что ни о каком размещении произведений в Интернете речь в законопроекте не идет, а потому нарушения авторских прав не произойдет.

Вчера председатель Госдумы Борис Грызлов также вступился за поправки. Спикер заметил, что правом оцифровки авторских произведений будут пользоваться только три национальные библиотеки – Государственная российская, Национальная российская и библиотека имени Бориса Ельцина. Он обратил внимание на то, что любой пришедший в Национальную библиотеку сможет прочитать интересующую книгу на мониторе, однако если ему необходимо будет распечатать текст полностью или частично, вступит в силу договор, который должны заключить авторы произведений и библиотеки.

За исключением тех литераторов, которые подписали письмо-обращение к президенту, в целом люди пишущие воспринимают поправки спокойно. «Это очень серьезные писатели волнуются, для них это, прежде всего, финансовый вопрос, – сказал «НИ» писатель Захар Прилепин. – Мои книги воруются и без библиотечного оцифровывания. Если я и так от пиратов не защищен, то и после поправок вряд ли буду». А что касается пиратства, отмечает г-н Прилепин, то «надо продумать закон так, чтобы они не воровали». «Это отдельная проблема, а выступать против поправок, значит, вместе с водой выплескивать и ребенка», – полагает г-н Прилепин.

Как резонно заметил «НИ» писатель Григорий Остер, любой человек может дома взять книгу, отсканировать ее и разместить на своем сайте. «Важнее решить вопрос, каким образом авторские права будут защищены? – отмечает г-н Остер. – Необходим четкий и ясный механизмы выплаты вознаграждений авторам». Он выразил сомнение и по поводу необходимости двухлетней отсрочки оцифровывания, предусмотренной поправками. «Читатель не будет ждать так долго, и все равно найдется человек, который их оцифрует, – говорит он. – Нужно просто законодательно прописать механизм сбора авторских вознаграждений. Только справедливого, не отбирать много у распространителей произведений».

"