Posted 16 сентября 2004,, 20:00

Published 16 сентября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:48

Updated 8 марта, 09:48

Последний призыв

Последний призыв

16 сентября 2004, 20:00
Не за горами осенний призыв, быть может, один из последних. Ведь отмена принудительного комплектования армии вероятна, пусть и через несколько лет. Союз комитетов солдатских матерей вместе с либеральными партиями готовится провести нынешней осенью референдум о переходе на профессиональную армию. По мнению опрошенных «Н

Референдум об отмене призыва и переходе на профессиональную армию инициировали Союз комитетов солдатских матерей вместе с партиями СПС, «Яблоко» и «Комитетом-2008». На голосование предлагается поставить два вопроса – об отмене призыва в армию не позднее 2008 года и о сохранении всех существующих отсрочек до тех пор, пока призыв не будет отменен.



Референдум по призыву

Председатель Союза комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова говорит, что идея провести референдум возникла в ответ на инициативу Министерства обороны отменить большинство отсрочек от армии в связи с грядущей «демографической ямой». Количество призывников в ближайшие годы резко сократится из-за двукратного падения рождаемости в конце 80-х – начале 90-х годов. «Мы надеемся, что референдум станет той глубинной бомбой, которая пробьет, наконец, Министерство обороны», – заявила г-жа Мельникова. При успешном прохождении всех процедур референдум состоится в конце осени или начале зимы. Его исход очевиден – по данным социологов, за отмену призыва выступают от 60% до 80% граждан России. Последний опрос на эту тему проводился нынешней весной Аналитическим центром Юрия Левады, и тогда 72% были за профессиональную армию и только 23% поддерживали сохранение призыва.

Солдатские матери будут первыми, кто опробует на себе новый закон о референдуме. Этот закон Госдума приняла нынешним летом, и его критики говорили, что согласно этому документу никакой референдум провести в реальности невозможно – столько преград устанавливает он для организаторов. Во-первых, нужно собрать 2 млн. подписей, причем не более 50 тысяч в одном субъекте РФ. Собирать подписи могут только люди, внесенные в список сборщиков. А их не может быть более 100 человек на регион. По словам Валентины Мельниковой, только на организационные расходы потребуется не менее полумиллиона долларов. И это при условии, что все активисты, занятые в подготовке референдума, будут работать бесплатно. Помимо сбора подписей нужно получить согласие Центральной избирательной комиссии, Верховного и Конституционного судов о допустимости выносимых на референдум вопросов. Валентина Мельникова говорит, что если референдум не состоится, усилия организаторов все равно не пропадут даром. Появится повод для обращения в Конституционный суд с требованием признать, что закон о референдуме фактически запрещает любые референдумы. А потому противоречит Конституции, согласно которой данная форма волеизъявления граждан является «высшим непосредственным выражением власти народа».

Еще одним препятствием для проведения референдума может стать введение чрезвычайного положения в стране в связи с терактами. В этом случае все выборы и референдумы автоматически откладываются до лучших времен. Сейчас Совет безопасности разрабатывает мобилизационный план на случай резкой активизации террористов. По словам секретаря Совбеза, бывшего министра иностранных дел Игоря Иванова, план коснется взаимодействия всех ветвей и уровней власти, а также всех силовых структур, включая Вооруженные силы. По мнению Валентины Мельниковой, военную реформу мобилизационный план не остановит, потому что «нельзя остановить то, чего нет». И, скорее всего, борьба с террористической угрозой ограничится банальным выбиванием денег из бюджета на нужды силовых ведомств.



Профессиональная армия дешевле

Министерство обороны к профессиональной армии идет по-своему. За 2004–2007 годы оно планирует нанять 147,5 тыс. контрактников и истратить на это 79 млрд. рублей. Таким образом, один контрактник обойдется Минобороны в 540 тыс. рублей. При том, что зарплата контрактника первого года службы составит всего 6 тыс. рублей в месяц, а при отправке в «горячую точку» – 15 тыс. Руководитель организации «Офицеры за военную реформу» генерал-майор Владимир Дворкин утверждает, что Минобороны искусственно в 2–3 раза завышает расходы на контрактников. К слову, первоначально Минобороны требовало у Минфина 139,3 млрд. рублей, почти по миллиону на каждого контрактника, и лишь потом стороны сошлись на цифре 79 млрд. рублей. Для сравнения, предложенная партией «Яблоко» программа перевода не части, а всей армии на контрактную основу обошлась бы всего в 65 млрд. рублей. Причем зарплата рядового-контрактника составила бы 8 тысяч рублей – больше, чем в варианте Министерства обороны.

Владимир Дворкин также утверждает, что никаких специальных исследований по реформированию Вооруженных сил Минобороны не проводило, и утверждать, что Россия не может себе позволить иметь профессиональную армию, генералы не могут. По мнению самого Владимира Дворкина, страна для этого «не только дозрела, но и перезрела». А Валентина Мельникова говорит, что критерий Минобороны один, и он общеизвестен: «У нас большая граница, поэтому служить должны все». В Военном университете Министерства обороны корреспонденту «НИ» подтвердили, что никаких исследований, посвященных переводу армии на контрактный способ комплектования, они не проводили. Косвенно эта тема в отдельных исследованиях затрагивалась, но ознакомиться с ними нельзя по причине секретности. Вопрос, что произошло бы с российской армией в случае отмены призыва, в Военном университете оставили без ответа.



Вербовочный пункт или военкомат?

«Призывная система предназначена не для того, чтобы научить кого-то воевать. Она нужна, чтобы прогонять через себя ресурсы и за счет этого обогащать тех, кто этими ресурсами распоряжается», – говорит Валентина Мельникова. По ее мнению, военные никогда добровольно не откажутся от привычки иметь в своем распоряжении живую рабсилу, которая может строить дома и прокладывать дороги. «Сегодня любой начальник может потребовать себе солдат. Я их видела даже в московской мэрии», – утверждает правозащитница.

Офицерство от контрактной армии будет также не в восторге, считает генерал-полковник Эдуард Воробьев, возглавляющий сейчас московское отделение СПС. «Призывниками гораздо проще управлять, чем контрактниками, у которых жизненный опыт зачастую больше, чем у офицера». Контрактники в российской армии, по мнению Эдуарда Воробьева, появляются исключительно благодаря давлению общественного мнения. «Позиция исполнительной власти сейчас такова, что России профессиональная армия не нужна, и Запад нам здесь не указ. Хотя когда встает вопрос об отправке миротворческого батальона за границу, туда набирают исключительно контрактников, и они прекрасно справляются с задачей», – заметил генерал.

Г-н Дворкин убежден, что всему виной косность военных чиновников: «Они привыкли работать, как работают, и военная реформа для них – это как ненужная перестановка мебели в квартире». Валентина Мельникова говорит, что при желании отменить призыв можно было бы так же быстро, как отменили льготы. Переход на профессиональную армию поддержал даже один из московских военкомов, которому позвонил корреспондент «НИ». Офицер просил не называть его фамилию, так как разговор не был согласован с пресс-службой Московского военного округа. Но сообщил, что ему было бы «гораздо удобнее заниматься рекламой и работать как вербовочный пункт, чем бегать за призывниками и ругаться с матерями». На вопрос о коррупции полковник ответил, что ее проявления стоит искать не столько в военкоматах, сколько в больницах, где готовят справки с фальшивыми диагнозами. И заметил, что «у чиновников дачи больше, чем у генералов».



РОССИЙСКУЮ АРМИЮ СОКРАТЯТ НА 100 ТЫС. ЧЕЛОВЕК

В четверг стало известно, что до конца нынешнего года из Российской армии будут уволены более 100 тыс. человек. Сейчас численность Российской армии составляет 1,2 млн. человек. Сокращение планируется провести за счет структур, напрямую не связанных с обеспечением обороноспособности государства. В частности, будут уволены военнослужащие, откомандированные в федеральные органы государственной власти, и сотрудники военных кафедр гражданских вузов. Также будут упразднены все районные военкоматы, останутся только городские, областные и республиканские. Управленческий аппарат Вооруженных сил обещают уменьшить на 10%.
Интерфакс


КРУПНЕЙШИЕ АРМИИ МИРА:

Служба по контракту

США – 1400 тыс. человек
Франция – 270 тыс. человек
Великобритания – 211 тыс. человек

Служба по призыву

Китай – 2350 тыс. человек
Россия – 1260 тыс. человек
КНДР – 847 тыс. человек
Южная Корея – 690 тыс. человек
Украина – 355 тыс. человек
Израиль – 180 тыс. человек

"