Posted 16 июня 2008,, 20:00

Published 16 июня 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:05

Updated 8 марта, 08:05

Милицейский звонок другу

Милицейский звонок другу

16 июня 2008, 20:00
На днях в Госдуму был внесен законопроект, согласно которому задержанные милицией граждане смогут сами в течение трех часов сообщать родственникам и друзьям о своем местонахождении. С такой инициативой выступил парламент Алтайского края. В МВД выступают против таких вольностей, опасаясь, что преступники получат возможн

На Охотный Ряд были внесены поправки в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК), Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и закон «О милиции». Предлагается наделить задержанных правом самостоятельно звонить домой из отделения милиции и сообщать о своем задержании. По действующему законодательству информировать граждан о задержании их близкого должен милиционер. Кроме того, срок, в течение которого должен состояться звонок, хотят сократить с 12 до 3 часов после доставки гражданина в отделение, а круг тех, кому разрешено звонить, дополнить знакомыми задержанного. Сейчас в это число входят только родственники. Единственное ограничение касается продолжительности звонка – не более пяти минут.

Авторы законопроекта ссылаются на частое невыполнение милицией обязанности по информированию родственников задержанных, а также на принятую еще в 1988 году резолюцию ООН, которая предписывает всем государствам предоставить гражданину право «сообщать о своем аресте, задержании и месте, где он находится». В то же время за прокурором сохранено право в интересах следствия сохранить в тайне факт задержания кроме случаев, когда задержан несовершеннолетний.

В МВД выступают против принятия поправок. Подготовленный правительством отзыв гласит, что «предоставление возможности задержанным лицам самостоятельно осуществить срочный телефонный звонок любым знакомым лицам» может «сорвать оперативные мероприятия» и «повлечь уничтожение доказательств». Член думского Комитета по безопасности и генерал-лейтенант МВД в отставке Александр Гуров подтвердил «НИ», что законопроект написан для «совершенной правовой системы». В российских же условиях задержанные могут подключить свои коррупционные связи, а представители этнических преступных группировок – обмениваться информацией на своем языке, которого милиционеры не знают. «Когда я задерживал сына секретаря партии, если бы он позвонил отцу, у меня бы ничего не получилось», – вспоминает депутат Гуров.

Правозащитники, в свою очередь, считают, что общение с родственниками поможет в борьбе против пыток. «Человек сможет сказать самое главное, что есть в этот момент. Милиционеры десять раз подумают, прежде чем нарушать законодательство», – пояснила «НИ» директор фонда «Общественный вердикт» Наталья Таубина. За четыре года свого существования фонд довел до суда 49 дел о пытках в милиции, а 73 милиционеров осудили на срок от года до 13 лет. При этом в половине случаев задержанных пытали непосредственно после задержания. В докладе Нижегородского комитета против пыток также говорится, что наиболее часто бьют и пытают задержанных именно в первые часы, когда «дознаватели и следователи стремятся использовать ситуацию стресса для получения признаний и сведений по делу».

Поправки вносятся из-за того, что государство не может обеспечить права граждан и перекладывает их защиту на плечи самих задержанных и членов их семей, утверждает «НИ» адвокат Юрий Костанов. На Западе право на звонок домой общепринято, и многие после просмотра зарубежных фильмов думают, что то же самое действует у нас, считает эксперт Института прав человека Лев Левинсон. Причем если УПК хотя бы позволяет звонить домой с согласия следователя, то в КоАП вообще не упоминается какая-либо возможность связи задержанного с родственниками. «Можно было бы еще вписать, что звонить разрешается незамедлительно, не ждать трех часов», – заявил «НИ» г-н Левинсон.

"