Posted 17 мая 2019, 19:39

Published 17 мая 2019, 19:39

Modified 7 марта, 15:58

Updated 7 марта, 15:58

С Сергеем Доренко простились аплодисментами

17 мая 2019, 19:39
В Москве сегодня простились с Сергеем Доренко. Сотни людей пришли в пятницу, 17 мая, на церемонию прощания с журналистом на Троекуровское кладбище. Последними с покойным простились близкие, за закрытыми дверями. В это время люди снаружи траурного зала под аплодисменты напели песню про Сережу - пастушка.

Ярчайший профессионал постсоветской журналистики ушёл из жизни 9 мая за рулём своего мотоцикла «Триумф», на обратном пути из Костромы в Москву. Мотопутешествие по России в День Победы длиною в 600 км стало его последним. Причина смерти – разрыв аорты грудного отдела.

Сергей Доренко стал широко известен в 1998 году после назначения главным продюсером, а двумя годами позже - заместителем генерального директора на ОРТ. С 1999 года на главном канале страны выходила его еженедельная "Авторская программа Сергея Доренко". В сентябре 2000 года был уволен с ОРТ после выхода авторской программы о гибели "Курска", в которой жёстко раскритиковал спасательную операцию подводной лодки. В 2014 году создал и возглавил новостную радиостанцию «Говорит Москва», а также вел свои каналы в соцсетях.

Проводить Сергея Доренко в последний путь пришли его близкие, коллеги, друзья, приятели, поклонники, байкеры. На прощании были 82-летняя мама покойного Татьяна Доренко, вдова Юлия, дочери Екатерина и Ксения, сын Прохор, бывшая супруга Марина.

Траурная церемония началась в 11 часов, и в панихидный зал рванула толпа из сотен людей. Многие в помещение не вместились и ожидали своей очереди проститься на улице.

Не каждый человек завершит свой земной путь в окружении обожающей его толпы людей. Не только родные, а, кажется, каждый второй, пришедший на похороны не смог сдержать слёз при виде его гроба. Смерть журналиста для многих стала неожиданностью. И тут дело ещё и в личности покойного - до последнего казалось, что Сергей Доренко и смерть – явления взаимоисключающие. Может быть, оттого панихида по нему от начала и до конца выглядела настолько противоестественной, как будто уж сам Доренко точно никак не мог быть к ней хоть сколько-то причастным. В интервью Дудю меньше года назад он говорил: «Нигде не надо умирать. Фу, такая грязь. Умирать так стыдно»…

- Вокруг себя он создавал мир, в котором все друг другу были друзья. Это удивительно. Сергей был как что-то наркотическое: один раз попробовал [послушать его эфир], и отказаться от него уже было нельзя. Читатель и зритель снова возвращался на его волну, возвращался к нему. Ярчайший талант ушёл. Его жизнь была невозможной любовью к самой жизни. Тысячи людей начинали улыбаться, слыша его голос утром, - сказал кинорежиссер и друг Сергея Доренко Павел Лунгин.

- Он был разный, отношение к нему было самое разное, но при этом все понимали, что он очень сильный и талантливый журналист. Многих есть, кем заменить, а Доренко - некем, - сказал гендиректор радиостанции "Говорит Москва" Владимир Мамонтов.

«Сложилось так, что пришлось уехать, не дожидаясь начала прощания. Несколько слов вслед. В последние дни во время этой внезапно образовавшейся энергетической воронки все мы читали и слушали многое. Комплиментарные оценки. Жесткие выпады (порой в чем-то справедливые или хотя бы достоверные). Недоумение тех, кто знал Сергея Доренко только в послетелевизионный период жизни и для кого образ телемонстра никак не монтировался у них с реальным человеком последних лет. Да и мне самому говорили вполне значимые для меня люди: "Ну чего ты нудишь, ты ж понимаешь, он был фриком, а на следующем витке он вполне мог начать делать так, что за него будет стыдно". И не было смысла возражать и спорить - всякое могло быть. Хотя все же попробую, - написал у себя в facebook знакомый Сергея Доренко Михаил Виноградов. - Мог ли Доренко и правда на следующем витке развернуться на 180 градусов и перейти на сторону какого-нибудь зла - будь то суперджетофилы или что посерьёзнее? Легко. Да многие из нас могли и еще наверняка это сделают. Но он этого не сделал. И теперь нет никакого смысла его в этом подозревать. Можно ли сочувствовать несостоявшемуся (в глазах истории - как бы из-за Доренко) президенту и премьеру Лужкову? Можно было вплоть до 9 мая. Но мелочная, девочковая реакция Лужкова показала, что особого сочувствия он, пожалуй, у нас не просит и не заслуживает. И третье. Немного метафизическое. Все мы не по одному разу видели движение мотоцикла через шесть полос Садового. В нескольких метрах (если не сантиметрах) от едущих машин. Но никого из них Сергей с собой не забрал. И это действительно было чудо. Которое с лихвой окупило все остальное».

Ближайшая коллега последних лет - Анастасия Оношко - больше часа разговаривала с людьми, пришедшими на траурную церемонию.

Почему при смертельном риске не решился на операцию? – спрашивали у неё люди. После появления слухов об отравлении были обнародованы медицинские выписки. Из них стало ясно – диагноз «аневризма аорты» Сергею Доренко был поставлен в 2016 году, он подтверждён в двух клиниках. После этого журналист стал наблюдаться у врачей и принимал препараты. «За последние три года Сергей несколько раз проходил обследования сердца, - сообщила его вдова. - По словам врачей, операция не требовалась».

Анастасия Оношко подтвердила сегодня: о диагнозе Сергей знал, но даже если бы врачи и сумели выстроить правильный диалог с пациентом, то пациентом сам Доренко становиться категорически не хотел. «Мельком речь заходила об этом. Сергей вообще не мог представить себя под опекой врачей. Это как? Это кто-то будет тебе грудину разрезать и ещё трубки из тебя торчать будут что ли? Один раз ляжешь так в больницу, и начнётся», - вспоминает свои диалоги с шефом Анастасия.

Оношко поделилась идеей о запросе у владельцев радиостанции совместно с вдовой авторских прав на архив передач Доренко, выходивших в эфир на радиостанции «Говорит Москва».

«Если не слушать Доренко, а читать расшифровки его программ, погружаться в то, что он говорил – это настолько глубокие мысли, эта такая поэзия - о наших людях и о нашей стране, проникновенная, тонкая. Конечно, те слова, что он нам оставил – это большая ценность. Конечно, сегодня мы должны постараться, чтобы его слово сохранить», - сказала Анастасия.

Поклонники не отпускали соратницу Доренко около часа. Многие задавали ей один и тот же вопрос: как жить дальше без Сергея, без его утренних передач, без его жизнеутверждающего юмора? Анастасия Оношко призналась, что в первую неделю после смерти и сама себе не могла ответить на этот вопрос. Но потом взяла себя в руки и поняла, что сам Доренко посоветовал бы в таком случае жадно искать и принимать тысячи удовольствий, что дает жизнь, искать себя и, конечно же, любить.

«От идеи бесконечных похорон и вечном плаче он бы блеванул, будь то даже его собственные похороны, - сказала она. - Если бы у него был выбор, он всегда выбирал бы жизнь, а не смерть. Все такого рода мероприятия он презирал и ненавидел. Когда все-таки приходилось говорить о жизни загробной, всегда говорил, что не надо никаких кладбищ и сырых земель. Хотел, чтоб его прах и прах его матери был развеян на горе Митридат в Керчи, где он провел свое детство», - говорит Оношко.

Единственный момент, который Сергей Доренко наверно бы одобрил на собственных похоронах.

Поклонники прощаются с журналистом под аплодисменты и поют народную песенку про Сережу-пастушка.

Три выстрела на панихиде возвестили, что тело превращено в прах. Дальнейшие решения будет принимать вдова Юлия после получения урны.

«А сейчас мы пойдём и проживем этот день – пятницу, 17 мая», - хором прокричали поклонники слова Сергея Доренко, которыми он каждый раз заканчивал свою утреннюю передачу «Подъём» на радио «Говорит Москва».

Подпишитесь