Posted 17 апреля 2018,, 12:29

Published 17 апреля 2018,, 12:29

Modified 7 марта, 16:46

Updated 7 марта, 16:46

Эксперты: задержание яхты российского бизнесмена в Дубае станет ловушкой для арабских стран

Эксперты: задержание яхты российского бизнесмена в Дубае станет ловушкой для арабских стран

17 апреля 2018, 12:29
В Дубае на основании решения британского суда арестовали яхту российского бизнесмена Фархада Ахмедова. Арест судна стал следствием бракоразводного процесса в лондонском суде между российскими гражданами Фархадом Ахмедовым и его бывшей супругой Татьяной. Эксперты называют этот арест "бомбой замедленного действия".
Сюжет
Суды

Максим Гладкий

«Арест в Дубае яхты семьи российского бизнесмена Фархада Ахмедова на основании решения британского суда – ловушка, прежде всего, для ОАЭ и других стран, в которых действуют суды, созданные английскими юристами, - прокомментировал публикацию на сайте «Эха Москвы» член Ассоциации юристов России Алексей Ведерников. - Английское право – прецедентное. Это означает, что в случае удачного для истца исхода дела с арестом яхты Luna такого рода иски в дальнейшем будут тиражироваться на основании данного прецедента. Богатые арабские шейхи и их многочисленные родственники могут потерять свои яхты и прочие предметы роскоши по искам жен, которые используют особенности английского семейного права. Это удар как по экономике, так и по вековым устоям арабских стран», - заявил эксперт.

Как сообщили СМИ, арест судна стал следствием бракоразводного процесса в лондонском суде между российскими гражданами Фархадом Ахмедовым и его бывшей супругой Татьяной. Фархад Ахмедов развелся с Татьяной в 1999 году в России после того как она сама призналась в измене мужу. Тем не менее, предприниматель продолжал щедро содержать экс-супругу, поскольку она мать двоих детей от Ахмедова. Но поскольку Татьяна проживает в Великобритании, она попробовала воспользоваться особенностями английского семейного права и подала на развод в лондонский суд, утверждая, что после развода в России они с Ахмедовым продолжали жить как муж и жена. Этих показаний оказалось достаточно, чтобы Верховный суд Лондона присудил Татьяне Ахмедовой $641 млн долларов компенсации в рамках бракоразводного разбирательства. Юристы экс-супруги Ахмедова получили основание для розыска и наложения ареста на активы её мужа в странах, признающих решения английского суда. Поясним, что английские суды действуют также в Австралии, Сингапуре, Замбии, Малайзии, Гонконге, Южной Корее, Нью-Йорке, Кении. География довольно обширная и разнообразная.

Дело о разводе Ахмедовых длится несколько лет, но оно получило новое звучание после объявленных Великобританией санкций в отношении России. «Англичане собираются «трясти» весь крупный российский бизнес, находящийся в юрисдикции английского права и арест яхты Luna – своего рода показательный процесс, - комментирует ситуацию Ведерников. - «Следует отметить, что под раздачу может попасть не только российский бизнес. - Из-за Brexit’а британцы несут большие расходы, которые надо компенсировать. В случае успеха «экспроприации» подвергнутся не только российские активы. Мишенью английского права может стать любой бизнесмен, который попадет под его юрисдикцию в целом ряде стран мира. А «обиженные» супруги, получив через английский суд многомиллионные компенсации, будут хранить деньги в английских же банках», - констатирует эксперт.

По его мнению, особенность решения суда Международного финансового центра Дубая (ФМЦД) об аресте яхты Luna еще в том, что данное решение противоречит традиционному для Эмиратов шариатскому праву в делах о разводе. Супруга, уличенная в измене, не может рассчитывать на компенсации по решению суда т.к. пострадавшей стороной считается муж. Это вопрос его доброй воли содержать ее после развода или оставить с пустыми руками. Английское семейное право устроено совершенно другим образом.

Местные СМИ пишут о беспрецедентности решения суда Международного финансового центра Дубая. Опасения в подрыве государственных устоев звучат на страницах арабской прессы вполне обоснованно. Кроме того, решение суда МФЦД противоречит Международному морскому праву, которое предоставляет возможность получить ордер на арест судна лишь при наличии требований, исков и претензий, основанных только на самом морском праве. Таким основанием может стать, к примеру, неоплата работы подрядчиков или матросов. Но суд МФЦД вынес свое решение, исходя из постановления английского суда, который вел дело о разделе имущества супругов. К морскому праву это не имеет никакого отношения.

«Решение об аресте яхты российского бизнесмена – это бомба замедленного действия под традиционные устои арабского общества, под морское право, под неприкосновенность собственности всех предпринимателей, оказавшихся в зоне действия юрисдикции английских судов. Это может иметь далеко идущие системные последствия в мировом масштабе для инвесторов и предпринимателей», - резюмирует эксперт.

"