Posted 17 апреля 2017,, 15:11

Published 17 апреля 2017,, 15:11

Modified 8 марта, 02:10

Updated 8 марта, 02:10

Политологи - о референдуме: Турция становится непредсказуемой

Политологи - о референдуме: Турция становится непредсказуемой

17 апреля 2017, 15:11
16 апреля турецкий народ незначительным большинством голосов проголосовал за изменение формы правления с парламентской на президентскую. Эрдоган теперь теоретически сможет находиться у власти до 2029 года. Итоги реферндума комментируют российские политологи

Эдуард Лимонов, писатель и политик:

Вообще же ситуация, на мой взгляд. взрывоопасная. Если не на ближайшие дни, то на ближайшие месяцы. 51,2% на референдуме, то есть перевес всего в какие-то 1.2 %, неубедителен. Мы имеем уже возможность наблюдать, какие последствия имеет не очень убедительная победа Дональда Трампа в Соединённых Штатах Америки – хотя выборы в США закончились, борьба двух Америк продолжается. Пока в форме давления на Трампа, которому он, похоже, поддаётся и становится иным Трампом, чем тот, которого избрали незначительным большинством выборщиков.

Я решительно утверждаю, что для прочной победы на выборах в современных государствах простое большинство уже не приемлемо, ибо неубедительно. Пора менять правила. Чтобы победа была прочной, нужно значительное большинство. Тем более, когда речь идёт о таких серьёзных структурных изменениях в управлении государством, как турецкий состоявшийся вчера референдум.

Я уверен, что в Кремле не напуганы тем, что Турция стала президентской республикой. В РФ ведь по сути дела тоже президентская республика. Мы недовольны Турцией по другим причинам. А именно, Турция опять перешла в проамериканский лагерь (они ведь приветствовали бомбёжку крылатыми ракетами США сирийской авиабазы), одновременно ещё являясь и страной, симпатизирующей радикальным исламистам, страной, уже захватившей часть территории Сирии (кстати, с нашей некоторой помощью).

Услышав о предстоящей возможной отмене чартерного сообщения с Турцией, я расцениваю такое намерение российской власти, как серьёзный сдвиг в российской позиции. Рискну предположить, что у нас начинают понимать ненадёжность Турции, самого Эрдогана и его политики.

Моя личная позиция по Турции широко известна, это анти-турецкая позиция.

Сергей Марков, политолог:

Исторический референдум, который вводит Турцию в новую эпоху. Сторонники перехода от парламентской республики к сильной президентской получают примерно 52% (при подсчете более 90% бюллетеней). Последствия. 1. Эрдоган будет обладать огромной властью, больше, чем даже сейчас. 2. Эрдоган будет у власти видимо до 2030 года. 3. Будет, видимо, продолжена мягкая исламизация Турции. Но не обязательно. 4. Военные, которые более полвека играли ключевую роль в Турции, окончательно лишатся этой особой роли. 5. Турция расколота пополам. За Эрдогана провинция и частично Стамбул (там Эрдоган земляк, он был мэром Стамбула). Против Эрдогана столица Анкара и все экономически и социально развитое побережье. 6. Отношения Турции с ЕС будут ухудшаться. Новый Эрдоган совсем «чужой» для европейцев. 7. Оппозицию Эрдогану ждут трудные времена. Кемалистам будет все труднее. Людей Гюллена будут чистить жестко. 8. На отношения Турции с Россией, с США, по курдам и по сирийскому кризису реформа пока влиять не будет. 9. Политика Эрдогана, когда будет очень мало ограничена оппозицией и армией, будет значительно более психологически детерминированной, гибкой, внезапной и менее предсказуемой. 10. Политическая система Турции приближается к российской. Но в России Путин пользуется поддержкой 70 - 85% населения, а Эрдоган - 50 - 60%. Поэтому поведение их будет разное. 11. Турция делает рывок в переходе из лояльного стабильного союзника США, НАТО, ЕС к самостоятельной политике. Эта политика более непредсказуема, но и имеет возможности для России. Россия может сделать Турцию своим союзником. Турция может стать членом Евразийского Союза. Это может сделать Евразийский союз «славяно – тюркским» мощным союзом, в противовес романо-германскому Евросоюзу. А это может изменить судьбу Большой Евразии. 12. В ближайшее время оппозиция при поддержке Евросоюза будет ставить вопрос о нарушениях подсчета голосов и будет организовывать массовые акции протеста. Тема борьбы за демократию в Турции и против Эрдогана станет постоянной темой для СМИ и политиков ЕС.

Турция и Россия. В европейских СМИ пишут много, что власть Эрдогана теперь будет похожа на власть Путина. Но, конечно, Эрдогану до Путина еще далеко. Это смотря как. Если по конституции, то власть Эрдогана явно больше, чем у Путина. Потому что в России премьер утверждается парламентом, а в Турции премьера не будет вообще, а президент будет прямо руководить правительством. То есть российский президент имеет больше конституционных ограничений, чем турецкий. Но, конечно, если по популярности и реальной власти - то Путин и популярнее и сильнее.

Борис Межуев, политолог:

Моя позиция по этому вопросу очень проста - Турция сделала решительный шаг навстречу диктатуре и в ближайшей перспективе - гражданской войне. Потому что из этой системы две дороги - либо назад в сторону парламентского строя, либо вперед - к патримониальному правлению, то есть передаче власти по наследству по типу Сирии, Азербайджана. Третий вариант - партийная идеократия: лидер избирается относительно узким кругом партийного руководства - по типу советских систем - в данном случае маловероятен, кажется, мы его нигде не находим в исламском мире. Патримониальное правление вызовет рано или поздно сопротивление всех оппозиционных сил. Так что по-моему Турция обречена.

Дмитрий Новиков, первый зампред комитета Госдумы по международным делам:

Я естественно не отношусь к числу тех, кто считает, что это позитивные перемены для турецкой мировой истории. Учитывая особенности политического курса Эрдогана, его возможность длительное время пребывать на посту президента, его амбиции могут сделать турецкую политику менее предсказуемой и более агрессивной.

Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента России:

Прошедший референдум - это абсолютно суверенное дело Турецкой Республики. Мы считаем, что все должны с уважением относиться к волеизъявлению турецкого народа. Наверное, к этому и сводится наш комментарий.

Алексей Пушков, член СФ:

Эрдоган одержал новую победу внутри страны. Референдум открывает ему путь к неограниченной президентской власти. Неприятное партнерство для ЕС... Введение смертной казни в Турции взорвет ее участие в Совете Европы и окончательно разведет ее с ЕС

"