Posted 16 апреля 2012,, 20:00

Published 16 апреля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:41

Updated 8 марта, 05:41

Без дурачков

Без дурачков

16 апреля 2012, 20:00
Вчера истек срок приема поправок к законопроекту о введении прямых выборов глав регионов. Документ был принят Госдумой в первом чтении в конце февраля. Ожидается, что второе чтение документа состоится уже в ближайшие дни. Как отмечают эксперты «НИ», на этой скоротечной временной дистанции законопроект претерпел значите

Законопроект о введении прямых выборов глав регионов появился на свет после зимнего политического противостояния в обществе. Основополагающий вариант документа писался, что называется, «на коленке» и был рассмотрен в Госдуме в первом чтении всего за несколько дней до президентских выборов 4 марта. Этот законопроект был заявлен в качестве одного из краеугольных камней, на которых будет выстраиваться новая конфигурация политической реформы в стране. И еще должен был умиротворить разбушевавшееся в стране инакомыслие.

Надо признать, что принятый Госдумой в первом чтении законопроект сыграл определенную роль. Он был воспринят оппозицией как сигнал того, что власть услышала голос протестующих площадей и готова пойти на модернизацию существующего в стране политического режима не на словах, а на деле. Но по прошествии полутора месяцев, энтузиазм оптимистов стал улетучиваться. И одной из причин этого стала информация о том, что после получения Госдумой предложений от региональных законодательных собраний и пожеланий рядовых трудящихся, «губернаторский закон» будет оснащен дополнительными ограничительными фильтрами и новыми запретительными нормами.

Именно об этом углубленном изучении думской почты и последовавших выводах поведал журналистам председатель комитета ГД по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин. Сославшись на инициативу депутатов Законодательного собрания Ульяновской области, Плигин заявил, что в законопроекте будет учтено их пожелание, которое сводится к тому, что для выдвижения тот или иной кандидат должен будет получить поддержку от 5 до 10 процентов муниципальных депутатов в трех четвертях муниципальных образований региона. Эту норму эксперты «НИ» сразу же окрестили главным препятствием на пути оппозиционных кандидатов.

В проекте, подготовленном ко второму рассмотрению в парламенте, ужесточается и «президентский фильтр», непосредственно влияющий на отбор и отсев претендентов на губернаторский пост. В новой редакции закона инициатива по проведению консультаций с партиями, а также с кандидатами на должность губернаторов отдана президенту. Эта норма заменит прежнюю «либеральную» редакцию, в которой говорилось, что «партии могут обратиться за консультациями к президенту». «Эта поправка приведет к тому, что тогда уже сам президент «сможет по собственной инициативе» проводить такие совещания не только с партиями, но и с самовыдвиженцами, прямого доступа к которым ранее у него не было, – разъяснил эту норму «НИ» правовед Дмитрий Качанов. – А что это, если не дополнительный фильтр, предоставляемый непосредственно президенту».

Первоначальный вариант закона предусматривал возможность самовыдвижения. Теперь эта норма может оказаться фикцией, так как окончательное решение допуска или не допуска кандидата-самовыдвиженца к участию в выборах собираются отдать на откуп регионам.

Отдельно депутаты решили прописать запрет тем, кого президент отрешил от должности с формулировкой «утрата доверия». Опальный губернатор не сможет баллотироваться вновь на этот пост в течение двух лет с момента опубликования указа об отрешении. Другая поправка предлагает расширить список оснований для отрешения главы региона от должности. Если в изначальной редакции закона говорилось о том, что губернатор может быть отрешен от должности по утрате доверия, если его коррупционная деятельность доказана судом или же он виновен в уголовном преступлении, то теперь предлагается добавить к этому такую расплывчатую норму, как «неисполнение главой региона решений Конституционного суда». Эксперты «НИ» считают, что под эту «статью» можно подвести кого угодно, а мотивация не потребует предъявления конкретных претензий.

Напомним, что инициатива принятия закона о выборах губернаторов принадлежит президенту Дмитрию Медведеву, которую он озвучил в январе, а уже в феврале Госдума одобрила документ в первом чтении. Казалось, ничто не угрожает законопроекту успешно пройти оставшиеся стадии законотворческого процесса в нижней палате парламента. Однако в начале апреля Дмитрий Медведев неожиданно озаботился необходимостью установки муниципального фильтра для кандидатов в губернаторы, который, по его мнению, поможет избавиться от «городских сумасшедших» и «деревенских дурачков». «Исполняя этот президентский наказ, думские депутаты, похоже, постарались изрядно, – сказал «НИ» независимый политолог Юрий Житняк. – Если новые поправки войдут в закон, то через целый каскад фильтров не только не пройдет ни один деревенский дурачок, но в нем застрянет и любой академик, если только он будет не угоден представителям властных структур».

Окончательное введение закона о губернаторских выборах не ограничится только парламентским голосованием. После этого региональные законодательные собрания должны будут внести соответствующие поправки в свои правовые акты. Так что рассчитывать на то, что новая схема губернаторских выборов сможет заработать уже осенью этого года, не стоит. В лучшем случае, она будет включена не ранее осени будущего года.

"