Posted 16 марта 2004,, 21:00

Published 16 марта 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:42

Updated 8 марта, 09:42

Дырявое небо Балтии

16 марта 2004, 21:00
«В тот момент, когда Эстония, Латвия и Литва станут членами Североатлантического договора, а это произойдет 2 апреля, мы выполним свои обязательства», – заявил недавно генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер, отвечая на вопрос, кто будет охранять воздушное пространство новичков. Впрочем, пока все говорит о том,

Парадокс в том, что этот участок балтийского неба оказался не нужен Североатлантическому блоку как заслон на пути возможного агрессора. Логика рассуждений натовских стратегов такова: строить новую ПВО дорого, да и зачем? Нападения ждать неоткуда. Атлантика прикрыта, на востоке – Россия, с которой альянс связывают договорные и партнерские отношения. И вообще, с точки зрения безопасности эта проблема больше должна волновать Москву. Она все равно вынуждена охранять этот район, учитывая свои интересы в Калининградской области. Между тем официально планы создания ПВО у стран Балтии имеются.

Любопытно, что ни у одной из них в наличии нет ни одного военного самолета. Авиация как таковая есть только у Эстонии.

Но она состоит из нескольких «кукурузников» Ан-2, оставшихся от советских времен. Полностью отсутствует инфраструктура, необходимая для размещения боевых самолетов в прибалтийских государствах. Аэродромное хозяйство пришло в негодность. Бетонные плиты на взлетно-посадочных полосах растащили местные жители. В рабочем состоянии удалось сохранить лишь 15 радиолокационных станций. Но и они безнадежно устарели и нуждаются в модернизации. Что касается зенитной артиллерии, то она представлена лишь парой дивизионов 40 мм орудий «Бофорс», выпущенных в конце 40-х годов прошлого века и подаренных Эстонии шведами.

Понятно, что обзавестись военными самолетами ни одна из балтийских стран до 2 апреля не успеет. Ведь даже относительно недорогой американский истребитель F-16 «не первой свежести» стоит около 6 млн. долларов.

Остается надежда на партнеров по блоку. Но, похоже, все уверения Брюсселя в том, что он обеспечит защиту с воздуха, останутся пустым звуком. Таллин, Рига и Вильнюс до сих пор не получили ни гроша в качестве помощи, хотя руководство НАТО обещало предоставить необходимые средства для этих целей.

Сразу после трагедии 11 сентября Объединенный комитет начальников штабов НАТО заявил, что воздушные рубежи Литвы, Латвии и Эстонии будут охранять самолеты ФРГ. Но вскоре Брюссель отказался от этой концепции. Пока немецкие истребители долетят до Прибалтики, необходимость в них уже отпадет: любой нарушитель, будь то даже воздушный шар, успеет скрыться. Единственное, что могло бы помочь, – это постоянное дежурство подразделения истребителей на аэродроме одной из балтийских стран.

В качестве такой базы называют Зокняйский аэродром под Шяуляем (Литва), где сейчас ремонтируется взлетно-посадочная полоса. Ожидалось, что в феврале туда прибудут 4 датских истребителя и 100 человек персонала. Но датчане так и не появились в Шяуляе. Литовцы подозревают, что их и здесь обманули. Зато стало известно, что за охрану воздушного пространства самолетами НАТО Вильнюсу, как, впрочем, Риге и Таллину, придется платить наличными. По некоторым данным, затраты достигнут 3 млн. долларов в год. Эту цифру назвал руководитель департамента общественных отношений минобороны Латвии Айрис Риквейлис.

Но и по этому вопросу решение не принято. По словам главы датского оборонного ведомства Свена Оге Енсбю, до настоящего времени в руководстве НАТО нет единой позиции относительно того, нужно ли вообще направлять в Прибалтику «воздушный патруль». Брюссель намерен провести серию переговоров с Россией, прежде чем решиться на тот или иной вариант. Рассматривается возможность совместного патрулирования. Но Москва понимает, что это втянет ее в дополнительные расходы на оборону, чего, собственно, и добиваются в НАТО.

Скоро Яап де Хооп Схеффер должен прибыть в Москву с первым визитом. Ожидается, что он привезет с собой новый план сотрудничества в балтийском небе. Компромисс, считают эксперты, возможен на основе общих интересов. Ведь «западная дыра» представляет одинаковую опасность для обеих сторон. Не хочется об этом думать, пишет датская «Политикен», но если боевики из «Аль-Каиды» вдруг захватят самолет и направят его, к примеру, на Игналинскую АЭС в Литве, пострадают все.

По словам председателя комитета Государственной думы по международным делам Константина Иосифовича Косачева, «медлительность» НАТО «объясняется только техническими или финансовыми проблемами – рано или поздно в Прибалтике будут созданы эффективные оборонительные системы, включая и ПВО. Никаких исключений для новых членов альянса сделано не будет, и это останется серьезным раздражителем в отношениях Россия – НАТО».

С ним почти согласен представитель пресс-службы ВВС Литвы полковник Сигитас Жюленис. В интервью «НИ» он сказал: «Истинные причины задержки с отправкой в Прибалтику авиационного контингента НАТО заключаются в неурегулированности правовых вопросов, а именно: кому будут подчиняться экипажи самолетов на месте, кто имеет право отдать приказ на открытие огня, порядок пересечения воздушных границ государств при преследовании нарушителей и т.п. После того как организационно-правовые моменты будут согласованы, перехватчики одной из стран НАТО появятся на наших аэродромах».

"