Posted 15 декабря 2013,, 20:00

Published 15 декабря 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:41

Updated 8 марта, 04:41

Слово ценою в жизнь

Слово ценою в жизнь

15 декабря 2013, 20:00
Вчера в России прошел День памяти журналистов, погибших при исполнении служебного долга. В Центральном доме журналиста в Москве собрались 350 семей убитых, различные памятные мероприятия прошли и в других городах. С обращением к представителям СМИ выступил глава МВД Владимир Колокольцев, попросивший репортеров теснее с

В Союзе журналистов России (СЖР) вчера вспоминали коллег, погибших при исполнении профессиональных обязанностей. В Центральном доме журналиста собрались не только представители СМИ, но и 350 семей убитых репортеров. «У них убили сына, дочь, мать, отца, но они остались хранителями сути нашей журналистской профессии. Фактически все дети, которые остались сиротами, работают журналистами в крупных изданиях. И эти дети уже сегодня пришли со своими внуками. Это, быть может, самый волнующий момент, который дает не только ощущение, что жизнь продолжается, но оптимизм на будущее», – сказал «НИ» председатель СЖР Всеволод Богданов.

День памяти погибших журналистов проводится с 1991 года, когда в Югославии были убиты телекорреспондент Виктор Ногин и оператор Геннадий Куренной. С тех пор за свою профессиональную деятельность в России поплатились жизнью сотни представителей СМИ, в том числе Владислав Листьев, Дмитрий Холодов, Анна Политковская, Игорь Домников, Пол Хлебников, Анастасия Бабурова и многие другие. Однако памятная дата отмечается не ради того, чтобы напомнить власти о существовании журналистов, даже когда отдельных из них убивают. «Мы, конечно, хотим, чтобы журналистов вновь стали называть журналистами, а не журналюгами. И мы, конечно, верим, что мы будем формировать общественное сознание, но в целом для нас самое главное – вырастить новое поколение, которое было бы верно статусу российского журнализма. А еще – поддержать семьи накануне Нового года, сделать им новогодние подарки и дать немного денег», – сказал г-н Богданов.

По статистике Международного института прессы, в 2012 году в мире погибли 119 сотрудников СМИ – рекордное количество за последние годы. В настоящее время журналистика входит в пятерку самых опасных профессией наряду с работой военных, спасателей, пожарных и альпинистов. Наиболее опасные для корреспондентов страны – это Сирия, Сомали и Мексика. Журналистов убивают везде, однако в России все же есть свои особенности. «В США убивают, когда журналист еще не успел поделиться с обществом известной ему тайной. У нас же убивают из-за мести. Журналист попытался вмешаться в какие-то события, все назвал своими именами, за это его и наказывают. Это демонстрирует, что у нас очень невысокого уровня общество и не очень правильная власть, потому что мы, журналисты, – глаза и уши общества, а глаза и уши должны быть здоровыми», – сказал глава СЖР.

По подсчетам Фонда защиты гласности, в России в этом году совершено четыре нападения на редакции и 67 нападений на представителей четвертой власти, в том числе корреспондентов «Ведомостей», «Новой газеты», «Московского комсомольца», «Эха Москвы», Первого канала, РЕН-ТВ, НТВ и других. Трое журналистов с января по ноябрь были убиты – это корреспондент Лесосибирской городской телерадиокомпании Константин Бауэр, редактор ставропольской газеты «Сельсовет» Николай Потапов и обозреватель дагестанской газеты «Новое дело» Ахмеднаби Ахмеднабиев.

Памятные мероприятия состоялись не только в Москве, но и в других российских городах – от Владивостока до Грозного прошли вечера памяти, панихиды и благотворительные спортивные турниры. Вспомнил о погибших журналистах и глава МВД Владимир Колокольцев. В своем обращении к СМИ он пообещал предпринять «все меры, чтобы установить и привлечь к ответственности исполнителей и заказчиков» резонансных преступлений, а заодно призвал журналистов теснее взаимодействовать с правоохранительными органами и не пытаться проводить расследования в одиночку. «Журналисты, пытающиеся вывести на чистую воду тех, для кого главным условием выполнения преступных замыслов является закрытость от общества и СМИ, часто идут на сознательный риск, понимая, что становятся мишенью для людей, давно переступивших черту закона», – отметил г-н Колокольцев, добавив, что полиция чувствует за репортеров «огромную ответственность».

В журналистском сообществе идею главного полицейского страны сочли разумной, однако отметили, что когда утрачено доверие, то нормальное взаимодействие невозможно. «А чтобы найти доверие друг к другу, надо очень много для этого сделать. И нужно движение с обеих сторон», – сказал г-н Богданов. По его словам, сейчас доверие медиасообщества к МВД подрывает, в частности, уровень раскрытия нападений. Так, если в целом МВД раскрывает более 80% убийств, то в отношении журналистов ситуация обратная: раскрывается лишь 20% убийств, а 80% остаются нерасследованными. «Эти данные говорят сами за себя», – заметил председатель СЖР. Кроме того, рассказал он, Колокольцев, перед тем как стать министром, приходил в Союз журналистов и интересовался, почему из-за убийства журналистов поднимается такой шум. «Он спрашивал, что особенного в том, что убили журналиста, ведь убивают не только журналистов, но и представителей власти и бизнеса. Я пытался ему объяснить, что убийство журналиста – это не только личная драма и трагедия для журналистского цеха, это большая трагедия для власти и для общества. Потому что когда неисправны глаза и уши, то общество не может нормально строить свою жизнь. Не знаю, понял ли это Колокольцев», – добавил Всеволод Богданов.

"