Posted 16 ноября 2019,, 08:17

Published 16 ноября 2019,, 08:17

Modified 7 марта, 15:26

Updated 7 марта, 15:26

Юлия Павликова, Людмила Беглец и Галина Мартинцева.

Движение "Матери против политических репрессий" заявило о себе

16 ноября 2019, 08:17
Фото: Фото: Арден Аркман / «Новая газета»
Юлия Павликова, Людмила Беглец и Галина Мартинцева.
«Матери против политических репрессий» дали первую пресс-конференцию и отстояли в пикетах под парадными подъездами администрации президента. Правозащитники разглядывают в таких коалициях высокий потенциал для реанимирования гражданского общества в России. Как это будет происходить? "НИ" поговорили с лидерами движения.

Юлия Сунцова

Родственники фигурантов громких политических дел объединяют свои силы. Общественное движение «Матери против политических репрессий» будет совместными усилиями участников добиваться освобождения детей из заключения и снятия с них обвинений, а также намерено ставить вопросы о привлечении к ответственности участвовавших в репрессиях силовиков и судей. Смягчение приговоров или условий меры пресечения узникам – не может стать финалом борьбы, говорят активисты.

В коалицию вошли матери и отцы обвиняемых по делу «Нового величия», делу «Сети»* (организация признана террористической и запрещена на территории РФ), «Московскому делу», «Ростовскому делу», делу Азата Мифтахова, делам мусульман и др. политических судебных процессов.

«Мы выходим не только за наших детей, но и за все общество вообще. Если не остановить то, что сейчас тестируют на наших семьях и на наших детях, оно может прийти ко всем вам, оно может прийти в любую семью, - сказала мама узника Даниила Кононона Наталья Конон на пресс-конференции.

Движение создано, чтобы общество наглядно осознало, как много людей в стране уже находится под политическими репрессиями. С объединение матерей должно должно начаться объединение всего общества для борьбы с произволом силовиков, устроенным в целях всеобщего устрашения, объявили лидеры «Матерей против политических репрессий».

«Аполитичные еще вчера люди рутинно выходят на пикеты, потому что понимают, что других способов самозащиты у них не осталось. Или они найдут сочувствие и поддержку со стороны других людей, живущих в большом российском обществе, или же останутся наедине с репрессивной машиной. Солидарность родственников — большая и грозная сила, с которой однажды придется считаться», - говорится в поданной на Change.org петиции.

«Новые Известия» узнали у активистов «Матерей против политических репрессий» об их миссии и целях.

Александра Крыленкова, правозащитница:

- Смыл «Матерей против политических репрессий» - в солидарности родных, близких, друзей политических заключенных, во взаимопомощи и всесторонней поддержке. Мы надеемся, что движение в перспективе расширится, в него войдут не только родственники заключенных, но и как можно больше граждан своей страны, за сохранение чьих прав и свобод сейчас, собственно, расплачиваются отдельные семьи, и мы будем многое делать для этого.

Наши первостепенные задачи – максимально широко рассказать о движении, чтобы к нам могли присоединиться родные политических заключенных, чьи дела не являются резонансными, и те, кого мы не можем найти сами. Люди из регионов в этом смысле находятся в вакууме, когда их близких арестовывают, поддержка для них намного важнее, чем для семей из Москвы, других крупных городов, где помощь доступнее. Мы будем регулярно рассказывать о преследованиях и заключенных и доносить свою позицию как до государственных органов, так и до общества.

Матери планируют прямые обращения к Президенту России и к другим государственным деятелям, и, я думаю, что после этих шагов мы уже сможем обсудить ответную реакцию. Пока никаких попыток нас запугать, препятствовать или о чем-то «договориться» не было.

Сегодня, на первоначальном этапе, к нам присоединилось около 200 человек по разным уголовным делам, объединенным примерно по десяти пластам событий, по которым были выдвинуты обвинения. Только в «Родительской солидарности» - движении родителей фигурантов по «мусульманским делам» - сами по себе объединены около 300 родственников по всей стране, и сейчас они начали объединяться и с нами. По «Московскому делу» с нами около 25 семей. По «Сети»* (организация признана террористической и запрещена на территории РФ) - около 15 семей.

Ближайшие планы – кооперация усилий. 24 ноября в День матери в «Театре.doc» в Москве мы открываем ярмарку под названием «Пирожки от матери политзаключенного». На ней будет вестись сбор средств на помощь узникам. На начало декабря мы планируем большой слет всех матерей со всей страны. Будем анализировать уголовные дела, совместно думать над юридическими решениями. Пригласим правозащитников, адвокатов, известных людей и лидеров общественного мнения, чтобы они высказались по теме.

Лев Пономарев, правозащитник:

- Объединение родственников в условиях политического террора – явление уникальное, но не новое. В России такие коалиции уже появлялись в напряженные моменты нашей истории. «Комитет солдатских матерей» во время Чеченских войн. «Матери Беслана» добиваются справедливого расследования трагедии. Не широко известное сообщество «Совет матерей невинно осужденных» тоже активно и уже давно оказывает помощь пострадавшим от неправосудных приговоров. «Родительская сеть», «Родительская солидарность» - это объединения последних лет тоже – матери и жены объединились для защиты узников, обвиненных и обвиняемых по делам Хизб ут-Тахрир* (организация признана террористической и запрещена на территории РФ) и Сети* (признана террористической и запрещена на территории РФ). И вот сейчас родственники «Московского дела» присоединяются к уже существующим и развитым структурам, и «Матери против политических репрессий» у нас появляются, можно сказать, в духе существующей традиции. Если б не организации-предшественники, конечно, новым коалициям было сегодня сложнее вести свою деятельность, а, может быть, они бы и вовсе не сорганизовались.

Общественная организация – это самая эффективная модель защиты от произвола со стороны государства. Я уверен, что любое общественное объединение обладает высоким потенциалом, а часто становится и единственным решением для снятия острых социальных болезней. Сами по себе только политические организации или только правозащитники в долгосрочных перспективах гражданским объединениям уступают. Родители, граждане, которые сами защищают себя и своих детей – это и есть гражданское общество.

Что такое до сегодняшнего дня «Матери против политических репрессий»? Это люди, которые существовали вне общественно-политического консенсуса, и тут они приходят к пониманию, что вне политики существовать невозможно. Если не занимаешься политикой, политика придет к тебе, - и вот, к матерям она приходит и обрушивается на них со всей силой и оглушает их. Другой важный момент – что деятельность по защите собственных детей перерастает в гражданское самосознание, и они понимают, что их борьба – это теперь не проста борьба за своих детей, но и за самих себя и за тот большой общественный пласт, который пережил или переживает то же, что и они. Вокруг них начинает образовываться среда, где им готовы и они сами готовы подставить плечо друг другу. И вот это уже новый отсчет – это островки общественной солидарности, чрезвычайно важные политические процессы.

* деятельность организации запрещена на территории РФ.

"