Posted 15 ноября 2004,, 21:00

Published 15 ноября 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:36

Updated 8 марта, 09:36

Виртуальный занавес

Виртуальный занавес

15 ноября 2004, 21:00
Российский сегмент Всемирной паутины должен стать объектом контроля со стороны государства. Такое мнение во время первого Всемирного научного форума в Киото высказал министр образования и науки Андрей Фурсенко. Высокий чиновник посчитал, что доступ к сетевым ресурсам слишком легок, а значит, опасен для простых согражд

«Наряду с неоспоримыми преимуществами свободного внедрения научных достижений в повседневную жизнь это может иметь и отрицательные стороны», – считает Андрей Фурсенко. На примере российского Интернета он конкретизировал свою мысль. По его словам, из-за легкого доступа к информации «возникает серьезная проблема, связанная с взаимоотношениями человека и общества».

«На государстве лежит ответственность за контролирование применения научных технологий, в том числе Интернета», – подчеркнул российский министр. Что конкретно он имел в виду – переписку граждан по электронной почте или использование интернет-сайтов для получения информации, альтернативной официальной, – г-н Фурсенко не уточнил. Так или иначе, но чиновник уверен, что свобода доступа к информации должна быть ограничена путем вмешательства государства в жизнь виртуального пространства.

Ранее, напомним, претензии к работе российского сегмента Интернета уже высказывали мэр Москвы Юрий Лужков и член комиссии по информационной политике Совета Федерации Людмила Нарусова. Последняя, в частности, в интервью «Новым Известиям» заявила, что «Интернет превратился в зловонно попахивающую помойную яму».

Между тем, как выяснили «НИ», перед поездкой в Киото министр Фурсенко не согласовывал свои претензии к сети ни с комиссией по разработке интернет-законодательства Совета Федерации, ни с информационным комитетом Госдумы. Зампред комитета Александр Клюкин в интервью «НИ» раскритиковал инициативу представителя исполнительной власти по госрегулированию виртуального пространства. «В Северной Корее был опыт взятия под колпак государственных органов виртуального пространства, – напомнил депутат. – Если министр имел в виду это, тогда, по его замыслу, нужно создать в России тоталитарное общество. Только ему никто не даст это сделать». Впрочем, по мнению парламентария, разнообразные порнографические сайты, а также сайты, через которые распространяется клеветническая информация и недостоверные сведения, должны контролироваться правоохранительными органами. «Со своей стороны я хочу участвовать в разработке законодательства, ограничивающего деятельность недобросовестных дельцов в сети. Пока же на уровне комитета такие проекты не обсуждались, хотя оптимальным было бы принятие отдельного понятного пользователям и разработчикам интернет-ресурсов закона», – убежден депутат.

Другой зампред думского комитета по информационной политике Александр Крутов удивился тому, что министр образования «так далеко заехал, чтобы поделиться своими соображениями по ограничению свобод в России». «Я против того, чтобы государство и правительство брало информационные потоки под жесткий контроль. Особенно это касается Интернета и других технических средств доставки информации», – заявил г-н Крутов «НИ». Однако депутат посетовал, что ни у него, ни у его коллег по комитету нет возможности серьезно влиять на процесс разработки правовых норм, регламентирующих отношения в сети. Как выяснилось, комитет Госдумы по информационной политике и одноименная комиссия в Совете Федерации не взаимодействуют по вопросам законотворчества. Но, как признался депутат, «если у сенаторов есть конкретные предложения по Интернету, было бы интересно встретиться и обсудить их». «В любом случае мы не должны допустить, чтобы, посягая на виртуальное пространство, государство постепенно вводило политическую цензуру, поскольку нередко единственным источником объективной информации является Интернет», – заявил «НИ» парламентарий.

А председатель Первой Интернет-партии «Россия» Виктор Зимин, поставивший одной из политических целей защиту российского сегмента сети от вмешательства государства, предположил, что в данном случае речь может идти о лоббистской деятельности министра и не исключено, что г-ну Фурсенко громкое заявление посоветовали сделать крупные провайдеры услуг, чтобы «задушить деятельность мелких коллег». Он также считает, что власть хочет использовать Интернет как очередную кормушку. «Если серьезно отнестись к высказыванию министра, то вслед за ним должен быть инициирован закон об обязательной сертификации всех, в том числе информационных, сайтов. Делаться это может под надуманным предлогом борьбы с вирусами и электронным терроризмом», – заявил г-н Зимин «Новым Известиям». В случае принятия такого закона председатель партии прогнозирует массовое закрытие мелких сайтов, так как местечковые провайдеры просто не потянут новые финансовые условия предоставления сетевых услуг. «Для многих малообеспеченных семей и инвалидов в глубинке, а также студентов вузов Интернет является единственным «окном в мир». Если их лишат конституционного права на свободный доступ к информации или введут непомерную плату на вход в сеть, то это точно будет равносильно социальной катастрофе», – убежден г-н Зимин.

"