Posted 15 сентября 2008,, 20:00

Published 15 сентября 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:59

Updated 8 марта, 07:59

Под мобильным колпаком

Под мобильным колпаком

15 сентября 2008, 20:00
На рассмотрение Госдумы РФ поступил законопроект, которым депутаты хотят заставить операторов связи предоставлять спецслужбам информацию о своих клиентах. По мнению законодателей, только так можно будет бороться с массовыми хищениями мобильных телефонов. Сами сотовые компании, а за ними и правительство эту меру не подд

Законопроект внесен в Думу госсоветом Республики Татарстан. Его авторы предлагают поправить закон «О связи», Уголовно-процессуальный кодекс и закон «Об оперативно-разыскной деятельности». Если такой закон примут, то милиция сможет требовать от сотовой компании предоставить всю информацию о клиентах и их телефонах. Кроме этого, операторов связи могут заставить блокировать телефоны, которые считаются украденными. Для этого потребуется судебное решение по уголовному делу или письменное решение одного из руководителей органа, «осуществляющего оперативно-разыскную деятельность». Проще говоря, у вас украли мобильник. Вы подаете заявление в милицию, возбуждается уголовное дело, и начальник ОВД направляет в сотовые компании указание – телефон с таким-то номером не обслуживать. Хулигана (или человека, купившего подержанную трубку) от связи отключат. По мнению авторов поправок, эти меры помогут снизить число краж сотовых телефонов, так как похищенные аппараты невозможно будет использовать в сетях операторов связи и, соответственно, спрос на них на нелегальном рынке сократится.

В пояснительной записке говорится, что только за 11 месяцев 2007 года в Татарстане было похищено более 17,5 тыс. сотовых телефонов. Кражи мобильников составили четверть (24,2%) от всех преступлений. По мнению законодателей, вполне закономерно, что этот вид преступления стал массовым. Мобильник легко отобрать или украсть, стоит он дорого, а перепродать его можно в палатке у любой станции метро или на рынке. При этом новому владельцу ничто не грозит за использование ворованного аппарата.

Однако, утверждают татарские депутаты, существует достаточно эффективная система предотвращения данных преступлений. Например, в сотовой связи стандарта GSM такая система основана на осуществлении операторами сотовой связи IMEI-контроля. Английская аббревиатура IMEI – International Mobile Equipment Identifier – расшифровывается как «международный идентификатор мобильного оборудования». На практике IMEI – это уникальный номер, состоящий из 15 цифр, который присвоен каждому мобильному телефону и запрограммирован в нем производителем. Не существует двух сотовых телефонов с одинаковым номером. Сегодня у любого оператора сотовой связи есть возможность блокировать в своих сетях работу похищенных телефонов при помощи процедуры идентификации аппаратов по «черному списку». Такая схема, впервые предложенная австралийской телекоммуникационной компанией Telstra, позволила сократить число заявлений о хищениях аппаратов сотовой связи на 23%. Опыт австралийцев был успешно перенят рядом крупных европейских компаний сотовой связи.

Но правительство эту идею не поддерживает. В Белом доме считают, что в настоящее время отсутствуют правовые гарантии уникальности идентификационных номеров мобильных телефонов, так как российский рынок перенасыщен «серыми мобильниками» с измененными номерами. Многие производители выпускают значительные партии аппаратов с одинаковыми номерами. Доля таких телефонов в России, по оперативным данным МВД России, составляет около 50%. В результате, при блокировке могут быть затронуты «законные права абонента, который может являться добросовестным покупателем» и не знать об истинном происхождении приобретенного аппарата.

Сами операторы связи также не в восторге от этой идеи. «Это не будет хорошо работать, – рассказали «НИ» в пресс-центре одной из крупнейших российских сотовых компаний. – Поскольку есть достаточно большой рынок «серых телефонов», где этот код отслеживать невозможно». Однако, по мнению аналитика рынка мобильных терминалов в России Эльдара Муртазина, на самом деле рынок сотовых телефонов небольшой и этот код отслеживается всегда: при регистрации телефона в сети код автоматически передается оператору. «На самом деле эти вопросы сегодня решаются в досудебном порядке, – рассказал эксперт «НИ». – Операторы и так работают с МВД, предоставляют им данные. Фактически эта форма просто узаконивает и без того существующие отношения между операторами и следственными органами».

"