Рус
Eng
К ногам избирателя

К ногам избирателя

16 августа 2016, 19:20
Политика
Сергей ЕЖОВ
Во вторник Центризбирком провел жеребьевку для распределения эфирного времени для общения кандидатов в депутаты Госдумы со своими избирателями. Агитационный период в СМИ перед выборами в парламент стартует 20 августа. Впрочем, некоторые партии продолжают «подножную» кампанию с начала лета, но пока без видимых результат

В соцсетях сегодня можно встретить немало записей горожан, возмущенных навязчивой предвыборной агитацией. В основном речь идет о наклеивании листовок на двери подъездов и нанесении граффити на асфальт. В Москве, по наблюдениям «НИ», украшают тротуары своими логотипами в основном «Партия роста» и «Родина».

Фото: Сергей Ежов

Реклама на асфальте в столице официально запрещена – соответствующий закон три года назад приняла Мосгордума. За нанесение надписей и изображений на дороги, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки предусмотрено административное наказание в виде штрафа.

За удаление граффити отвечает Объединение административно-технических инспекций города. Как рассказали «НИ» в ведомстве, его сотрудники выявляют незаконную рекламу и выдают предписания по ее удалению организациям, занимающимся благоустройством. Во многих районах Москвы на месте еще вчера красовавшейся политической эмблемы можно увидеть лишь черное пятно.

Изображения на асфальте эмблемы принимающей в выборах партии должно считаться визуальным агитационным материалом, отметил в комментарии «НИ» сопредседатель движения в защиту прав избирателей «Голос» Андрей Бузин. Соответственно, и краска, и труд художников подлежит официальной оплате через избирательный счет – и об этом должна содержаться информация на самом граффити.

Правда, в случае, если «подножная» реклама, как в Москве, запрещена, то она и не может быть законной и с точки зрения избирательного законодательства. Но доказать причастность тех или иных лиц к несанкционированным изображениям довольно сложно – г-н Бузин таких примеров в предвыборной практике не знает.

Не смогли прокомментировать «НИ» практику по подобным видам нарушений и в Мосгоризбиркоме. Жалоб, связанных с агитацией на тротуарах, не поступало.

Насколько эффективны подобные «подпольные» методы агитационной борьбы, сказать сложно. Однако известно, что за активно использующих технологию «Партию роста» и «Родину» готовы голосовать, по данным «Левада-Центра», менее одного процента россиян.

«Партии, рисующие граффити на асфальте, рассчитывают привлечь случайных избирателей, а не тех, кто голосовал бы за них из идеологических соображений», – сказал «НИ» политолог Максим Жаров. По его мнению, для действительно претендующих на места в Госдуме политических сил такая тактика не очень выгодна с имиджевой точки зрения.

«Не думаю, что затраченные на рекламу на асфальте деньги окупятся в день выборов 18 сентября», – заключил г-н Жаров.

Что касается стоимости нанесения граффити, то в Интернете можно найти предложения по выполнению этой работы от 200 до 800 рублей за одно изображение.

В целом «подножная» агитация неэффективна для массового избирателя, согласился в беседе с «НИ» вице-президент Российской ассоциации политконсультантов Петр Быстров. Консервативный электорат предпочитает получать информацию о кандидатах с помощью более традиционных средств коммуникации, указал эксперт.

Граффити имеет смысл направлять только на узкие категории избирателей, прежде всего – молодежные, полагает политтехнолог. Например, можно нарисовать эмблему партии на скейт-площадке.

Пока же, думает г-н Быстров, «тротуарная» тактика выглядит как жест отчаяния партий, которым не хватает денег на настоящие баннеры. Или, как в случае с «Партией роста», расчетом на поддержку совершенно неожиданных людей «с улицы».
 

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter