Posted 15 августа 2007,, 20:00

Published 15 августа 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:39

Updated 8 марта, 08:39

Странное дело

15 августа 2007, 20:00
Вчера представители чувашской правозащитной организации «Щит и меч» заявили, что местные правоохранители пытаются сделать их сотрудника соучастником в деле о квартирной краже. Дело, по их мнению, в том, что он проверял информацию о пытках в РОВД одного из районов республики. Правозащитники отмечают новую тенденцию, ког

Представители организации «Щит и меч» вчера сообщили, что во вторник сотрудники отдела уголовного розыска Калининского РОВД Чебоксар провели обыск в квартире правозащитника Дениса Федорова. Обыск, как объясняют в организации, был связан с проверкой г-м Федоровым обращения по поводу пыток в Ибресинском РОВД в отношении жителя Чебоксар Леонида Егорова. Мужчина был арестован 1 августа по подозрению в квартирной краже, в правозащитную организацию обратилась его гражданская супруга. Она рассказала, что милиционеры Ибресинского РОВД избивали его, добиваясь признательных показаний, затем он и сам подтвердил эту информацию. «Денис Федоров выехал в поселок Ибреси проверить, как все проходило на самом деле, посмотреть обстановку и решить, браться ли за это дело, – рассказала «НИ» пресс-секретарь правозащитной организации Вероника Григорьева. – Он поехал на машине, поговорил с очевидцами. Через неделю к нему домой пришли милиционеры, у которых на руках был ордер на обыск и постановление суда». По ее словам, в постановлении говорится о том, что Денис Федоров имел контакты с Егоровым, а потому у правозащитника могут находиться украденные вещи. «Мы собираемся обжаловать это постановление суда, потому что считаем его незаконным, – заявляет г-жа Григорьева. – Если нам удастся это сделать, то мы будем подавать иск о компенсации морального вреда, потому что это незаконное уголовное преследование. Они решили, что Денис Федоров является соучастником преступления, которое инкриминируют Леониду Егорову». В «Щите и мече» обыск называют актом давления.

Сам Денис Федоров признался «НИ», что он в шоке от случившегося. «Я даже не знаю, зачем им это понадобилось, – говорит он. – На основании чего они ко мне пришли? Я с этим Егоровым ни в родственных, ни в дружественных, ни в каких-либо отношениях вообще не состою. Я его еще даже в глаза не видел, а общался только с его гражданской женой». При этом оперативники изъяли у г-на Федорова личные вещи: серебряные браслет, перстень, порванную цепочку и старую кассетную автомагнитолу. «Думаю, что обыск в моей квартире не дал тех результатов, на которые они рассчитывали», – полагает г-н Федоров. Он сообщил «НИ», что постановление на обыск выдал Ибресинский районный суд Чувашской Республики. В самом суде отказались давать «НИ» какие-либо разъяснения по этому поводу.

По месту жительства правозащитника в Калининском РОВД Чебоксар «НИ» сообщили, что ничего не знают об этом деле и такого обыска не проводили. В Ибресинском РОВД «НИ» подтвердили, что расследуют дело о краже и в качестве подозреваемого выступает Леонид Егоров. Но сообщить, в каком качестве здесь фигурирует Денис Федоров, не смогли, сославшись на то, что начальник РОВД Александр Захаров находится в отпуске.

Вместе с тем это уже не первый случай, когда правоохранители пытаются найти посторонние причины для того, чтобы помешать работе правозащитной организации. Напомним, что после возбуждения уголовного дела против уже бывшего руководителя фонда «Образованные медиа» Мананы Асламазян, которую заподозрили в контрабанде валюты, работа организации, долгие годы занимавшейся образовательными программами для СМИ, была парализована. В апреле 2007 года правоохранители изъяли базы данных фонда, а в мае арестовали счета фонда. После этого почти все сотрудники уволились, а учредители фонда объявили о начале процесса ликвидации организации. Сама г-жа Асламазян была вынуждена покинуть Россию.

Как рассказал «НИ» соучредитель фонда «Образованные медиа», президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов, решение о ликвидации принято 4 июля, а документы в суд представители фонда направили 2 августа. «Этой организации больше не будет», – заметил он. По его мнению, все началось с принятия нового закона об НКО. «У меня глубокое ощущение, что весь закон об НКО отчетливо и недвусмысленно направлен против общественных организаций, – говорит г-н Симонов. – Все началось с этого закона, и теперь так или иначе они приспосабливают те или иные виды этого закона к тому, чтобы не применять его, а дать сигнал о том, что можно делать подобные вещи. А дальше уже каждый наезжает в меру своего умения». В свою очередь, лидер движения «За права человека» Лев Пономарев считает, что правозащитным организациям вообще сложно работать в Чувашии. По его словам, движение «За права человека» потратило три года на регистрацию своего отделения в республике. «Ясно, что сейчас с гражданскими и правозащитными организациями борются везде, – сказал «НИ» Лев Пономарев. – И то, что происходит в Чувашии, меня не удивляет».

"