Posted 15 августа 2005,, 20:00

Published 15 августа 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:29

Updated 8 марта, 09:29

Резерв террористов

Резерв террористов

15 августа 2005, 20:00
Федеральный центр затягивает подписание договора о разграничении полномочий между Россией и Чечней и присвоил себе право на природные богатства республики, заявил вчера председатель Госсовета Чечни Таус Джабраилов. Тем временем ряды боевиков постоянно пополняют безработные, численность которых в республике превысила 40

В намеченных на ноябрь парламентских выборах в Чечне сепаратисты участвовать не будут, заявил вчера председатель Госсовета Чечни Таус Джабраилов. По его словам, «умеренных и не умеренных сепаратистов нет», а есть люди, которые не согласны на выборы, «отрабатывают средства из-за рубежа и ведут войну против российского государства». Причем в затягивании войны в Чечне, по мнению Тауса Джабраилова, заинтересован весь мир, «у всех государств есть какие-то виды на происходящее в Чечне». Даже в США существует «Комитет защиты Ичкерии», который возглавляет политолог Збигнев Бжезинский, а финансирует – миллиардер Джордж Сорос.

Тем временем федеральный центр затягивает подписание договора о разграничении полномочий. «С этим документом ведут непонятную мне игру. Десятки раз он был готов к подписанию, но потом все откладывалось», – говорит Таус Джабраилов. Формальная причина – пересмотр договора из-за принятия новых законов «О недрах», «О водных ресурсах», нового Лесного кодекса. Причем текст все время изменяется в пользу центра. Так в первоначальном варианте договора, составленном еще при жизни Ахмата Кадырова, право на распоряжение природными ресурсами Чечни было закреплено за руководством республики, сейчас оно передано федеральному центру. Когда договор все же будет подписан, на сегодняшний день не известно. «Вместе с тем еще никто официально не заявлял, что договор не будет подписан», – добавляет председатель Госсовета Чечни.

Вчера также были объявлены данные о потерях в ходе чеченского конфликта. За две военные кампании в Чечне, по словам Тауса Джабраилова, погибли около 160 тыс. человек, включая потери Российской армии. Этнических чеченцев погибло 30–40 тыс., остальные жертвы – «представители разных народов», причем подавляющее большинство из них – это русские, погибшие во время боев в Грозном. Перед войной в городе проживали более 300 тыс. русских, и когда начались боевые действия, многие из них оставались в городе, потому что им было некуда уехать.

Общее количество боевиков руководство республики оценивает в 800–1000 человек, в том числе 100–150 иностранцев. Им противостоят 16 тыс. чеченских милиционеров и несколько десятков тыс. российских военнослужащих и сотрудников МВД и ФСБ. За последние полгода оружие сложили около 700 участников незаконных вооруженных формирований. Между тем ряды боевиков постоянно пополняют безработные, число которых сегодня составляет 468 тыс. человек, или 80% трудоспособного населения республики.

По мнению председателя Госсовета Чечни, оплот вооруженного сопротивления в Чечне составляют ваххабиты. По оценке муфтия Чечни Султана-хаджи Мирзаева, ваххабитских воззрений придерживаются около 20 тыс. чеченцев. Чтобы у чеченских милиционеров не возникло ощущение, что они сражаются против братьев по вере, недавно даже была издана фетва (религиозное послание. – «НИ»), объявляющая джихад (священную войну. – «НИ») приверженцам ваххабизма как «сошедшим с правильного пути Аллаха». Ваххабиты, в свою очередь, не признают религиозных деятелей, перешедших на сторону России. За время второй чеченской войны ими были убиты 17 имамов.

"