Posted 15 июля 2009,, 20:00

Published 15 июля 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 02:26

Updated 8 марта, 02:26

Не в ногу

Не в ногу

15 июля 2009, 20:00
Вчера завершилась весенняя призывная кампания. В этом году в войска были призваны 305 тыс. молодых россиян. Правозащитники отмечают, что справиться с планом военкоматам удалось с помощью облав, призыва в армию больных и тех, кто имеет право на отсрочку.

Нынешний призыв стал рекордным за последние 13 лет. Прошлой осенью план составлял 217 тыс. человек, а год назад – 133 тыс. Столь резкое увеличение объясняется тем, что в этом году демобилизуются сразу два призыва: осенний 2007-го и весенний 2008 годов. На их место в армию пошли 305 тыс. 506 новобранцев. Минобороны уже отрапортовало о выполнении плана. Явно помогли военным отмена отсрочек, а также то, что в войска отправились более 100 тыс. молодых людей с условными сроками или погашенными судимостями.

Руководитель программы судебной защиты Общественной инициативы «Гражданин и армия» Максим Бурмицкий отмечает, что увеличение плана и уменьшение числа годных к службе привело к тому, что нарушений стало больше на 20–30%. По его словам, главное нарушение – «халатность при проведении медицинского освидетельствования». «В армию пошли заведомо ограничено годные молодые люди, – утверждает эксперт. – Мы даже боимся прогнозировать, сколько из них будут уволены после этого призыва».

Председатель Союза комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова подтвердила: в войска было отправлено много больных. «Очень много жалоб на то, что призывают из семей, где есть инвалиды, – рассказала она «НИ». – В отношении каждого призываемого военкомат нарушает закон. Ни одна процедура призыва ни одного человека не производится по закону: не дают направления на анализы, не смотрят в медицинские документы, не принимают заявления от ребят, не дают времени, чтобы оспорить в суде решение, врачи необоснованно меняют диагнозы».

Такие нарушения правозащитники зафиксировали практически во всех регионах. В частности, в докладе, подготовленном региональной общественной правозащитной организацией «Солдатские матери Санкт-Петербурга», отмечается: в 22,9% случаях, о которых сообщали граждане, права призывников нарушали врачи, проводившие медицинское освидетельствование. В докладе, подготовленном межрегиональным движением «Солдатские матери» по Москве отмечается: «70% обратившихся призывников и их родителей жалуются на то, что в военкоматах их различными способами пытаются ввести в заблуждение. Из них 60% нарушений относятся к вопросам медицинского освидетельствования призывников, в 10% случаев это касается вопроса предоставления социальных отсрочек. Работники военкоматов пользуются тем, что многие призывники и их родители не знакомы с законами, положениями, инструкциями, на основании которых проходит призыв».

В ходе этой кампании также было зафиксировано несколько случаев призыва в армию тех, кто имеет законное право на отсрочку. «Военкоматы зацепились за то, что вузы своевременно не получили свидетельство о государственной аккредитации, – рассказал г-н Бурмицкий. – Возникла такая ситуация, что приказ Минобразования об аккредитации вышел, а свидетельство не было изготовлено. Когда пришла повестка молодому человеку, вуз не смог предоставить свидетельство об аккредитации, но предоставил выписку из приказа, что аккредитация есть».

В Санкт-Петербурге были зафиксированы случаи, когда на проходной у студенческих городков стояли сотрудники военкоматов. По словам г-жи Мельниковой, «облавы были по всей России». «Ловили на улицах только в городах-миллионниках, а вот забирали из дома рано утром и везли в военкомат милиционеры практически везде», – отмечает правозащитница. Такие действия милиции, утверждает она, незаконны и могут быть оспорены в суде.

«Количество нарушений при призыве будет только расти, потому что у нас и призывать-то некого, – прогнозирует Максим Бурмицкий. – Уже через год дилемма будет одна: либо сокращать армию и переходить на контракт, либо просто идти на самые кошмарные нарушения». Он полагает, что желающих пройти альтернативную гражданскую службу будет становиться больше, поскольку увеличивается число вакансий. «К тому же отсрочки для отцов малолетних детей не стало, но это не затронуло тех, кто проходит АГС. Отпуск по уходу за ребенком может взять как папа, так и мама, – поясняет эксперт. – А если отец, который проходит АГС, получает зарплату меньше, чем работающая мама, то он может взять отпуск по уходу за ребенком до трех лет, а срок АГС – до двух лет. Соответственно он может всю службу находиться в отпуске. Для молодых отцов это очень выгодный вариант».

"