Posted 15 июня 2014,, 20:00

Published 15 июня 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:07

Updated 8 марта, 04:07

Бронированный занавес

Бронированный занавес

15 июня 2014, 20:00
Европейский союз должен прекратить партнерство с Россией в военно-технической сфере. Такое мнение выразил президент Украины Петр Порошенко в телефонном разговоре с президентом Франции Франсуа Олландом. Опрошенные «НИ» эксперты отмечают, что хотя за исключением контракта на закупку вертолетоносцев «Мистраль» объемы ВТС

Как заявил Петр Порошенко, «решение ЕС о введении секторальных санкций против Российской Федерации, включая прекращение военно-технического сотрудничества, должно быть солидарным и немедленным». Вопрос о санкциях в отношении России будет вновь рассмотрен на саммите ЕС 26–27 июня.

Отметим, что ранее министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг заявил, что его страна замораживает военное сотрудничество с Россией из-за кризиса на Украине. Он уточнил, что Великобритания отзывает лицензии на экспорт продукции военного назначения в РФ, отменяет совместные морские учения и откладывает визит корабля британского Королевского флота в Санкт-Петербург. Однако ведущий оружейный партнер Москвы, Франция, пока не намерена отказываться от сделки на поставку России двух вертолетоносцев «Мистраль» стоимостью свыше 1 млрд. евро, что было подтверждено в начале июня во время встречи мировых лидеров в Нормандии. Этот контракт является ключевым в сфере закупок Россией европейской военной техники. В остальном объемы военно-технического сотрудничества (ВТС) между Россией и Евросоюзом относительно невелики – всего около 200 млн. долларов в год, что представляет собой мизерную сумму по сравнению с объемом российской оружейной торговли, перевалившим за 15 млрд. долларов в год.

За исключением Великобритании, с которой у России нет оборонных контрактов в оборонной сфере, до сих пор только шведская группа Volvo AB заявила, что из-за событий на Украине может быть приостановлена совместная работа Уралвагонзавода и компании Renault Trucks по созданию колесной боевой машины «Атом». По словам источника в Уралвагонзаводе, эта машина, которую планировалось продавать на рынках третьих стран, существует пока лишь в виде макета, полномасштабная разработка еще не началась. Что касается прочих проектов в области оборонной кооперации между РФ и Европой, то среди них можно назвать сборку итальянских бронемашин Iveco LMV M65 по лицензии, и без того вызывающую сильные нарекания со стороны конкурирующих российских оборонных компаний. Есть и другие, менее масштабные проекты: например, сборка навигационной системы Sigma французской компании Sagem в России. Сделки эти относительно невелики по объемам и большой важности с точки зрения обеспечения национальной безопасности не представляют.

Однако в случае, если запреты коснутся технологий двойного назначения, то ущерб для российской «оборонки» будет куда более значительным. «Наше ВТС с ЕС невелико, не считая «Мистралей». Однако если будет введен запрет на оборудование двойного назначения, которое мы закупаем на Западе целыми поточными линиями, на современные станки, то это будет сильный удар по российской оборонной промышленности, прежде всего по планам ее модернизации. В этом случае можно будет забыть о планах перехода на инновационную экономику, разработке передовых оборонительных систем. Конечно, сами мы сможем что-то сделать, но это будет дороже и значительно хуже качеством», – сказал «НИ» директор Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов.

Однако реализовать эти санкции будет весьма непросто, несмотря на желание Киева поставить крест на военной торговле России и ЕС. «Украина на сегодняшний день не является членом Евросоюза, поэтому, согласно международному праву, не имеет законных оснований требовать от ЕС введения санкций. Кроме того, для того чтобы разорвать договоры между российскими и западными предприятиями, в том числе оборонными, необходимо юридическое обоснование. Однако поскольку договоры заключены и предусматривают определенные санкции в случае нарушения условий контрактов, Россия может обратиться в международные суды для того, чтобы потребовать соблюдения условий договора. И суды будут на ее стороне. Кроме того, необходимо учитывать, что миром правит экономика. По этой причине, Франция, например, уже четко дала понять, что будет продолжать контракт с РФ по «Мистралям», – сказал «НИ» председатель Московской коллегии адвокатов «Европа – Азия», член международного союза адвокатов Теюб Шарифов.

"