Posted 15 июня 2005,, 20:00

Published 15 июня 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:31

Updated 8 марта, 09:31

Операция «Контрпреемник»

15 июня 2005, 20:00
Обнародование на днях Главной военной прокуратурой статистики смертности в Вооруженных силах России будет иметь далеко идущие политические последствия. В этом убеждены эксперты, опрошенные «НИ». Они полагают, что это атака на министра обороны Сергея Иванова, престижу которого убийственные цифры потерь (только за прошед

Обострившиеся в конце мая отношения между Министерством обороны и Главной военной прокуратурой (ГВП), а вернее даже сказать, лично между Сергеем Ивановым и Александром Савенковым, приобретают характер публичного скандала в верхах. Сначала главный военный прокурор фактически возложил на министра вину за то, что преступность в частях и подразделениях не имеет тенденции к снижению. Кроме того, он высказал мнение, что оправдание капитана Ульмана, расстрелявшего по приказу вышестоящего начальства мирных чеченцев, к правосудию не имеет никакого отношения. Г-н Иванов, в свою очередь, с этой оценкой публично не согласился. И удивился, что ее дает юрист. Во вторник последовал ответный удар – прокуратура обнародовала ужасающие цифры смертности в рядах ВС России. Как уже вчера писали «НИ», только за последнюю неделю погибли 46 военнослужащих. Что стоит за этими цифрами и почему обычно лояльная к Министерству обороны ГВП пошла в открытую атаку на г-на Иванова, «НИ» поинтересовались у политологов.



Кто «заказал» Иванова?

Алексей МАКАРКИН, заместитель генерального директора Центра политических технологий:

– Облава на министра обороны Сергея Иванова, конечно, вызвана обострением борьбы за место преемника действующего президента и за схему преемственности власти – либо это будет верный соратник Путина, либо глава государства останется на третий срок. Фигура Иванова в контексте политических событий выглядела достаточно выгодно: он не связан ни с одной сырьевой монополией. Его главное уязвимое место в том, что он согласился стать министром обороны в достаточно инерционной ситуации, когда началась реформа Вооруженных сил. Это дало повод критиковать г-на Иванова и правозащитникам-либералам – за сокращение отсрочек от призыва на военную службу, и Главной военной прокуратуре – за плохой состав контрактников. Похоже, сейчас его уже критикуют не только за реформу, но и за состав вверенной ему армии. На это все накладывается весьма странное ДТП с участием его сына. Думаю, за атакой на г-на Иванова стоят представители одной из кланово-олигархических групп.

Алексей АРБАТОВ, руководитель Центра международной безопасности РАН, политолог:

– Конечно, за такими крупными шагами Главной военной прокуратуры нельзя не увидеть скрытых политических интересов. В связи с тем, что в последнее время обострились споры о кандидатуре преемника президента Путина, могу сделать вывод, что под г-на Иванова начинают копать. Ведь именно его рассматривают как наиболее вероятного президентского преемника. Если склоняться к этой версии, то заказчиками дискредитации министра может быть как администрация президента, так и правительство, а может, даже и политические партии. Но лично я не могу принять эту версию, поскольку считаю, что схемы передачи власти преемнику в 2008 году не будет. Свой пост в том или ином виде сохранит действующий глава государства.

Дмитрий ОРЕШКИН, глава аналитического центра «Меркатор»:

– Понятно, что главный военный прокурор с точки зрения административного подчинения во властной верхушке очень распустился, понятно, что его заявления, направленные против министра обороны, скорее всего, с рук ему не сойдут. Но также понятно, что в стане силовиков есть очень серьезный раскол, который произошел около полугода назад. Также очевидно, что между «питерскими» и «московскими» силовиками идет серьезное противоборство, они находятся в состоянии конфликта интересов. Поэтому напор на Иванова может идти с разных направлений, представляющих силовое крыло властной элиты. Но фамилий и мотивов этих людей я назвать не могу, потому что не знаю.

"