Posted 15 июня 2004,, 20:00

Published 15 июня 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 02:24

Updated 8 марта, 02:24

Михаил Делягин

Михаил Делягин

15 июня 2004, 20:00
Диалог с топором

Российское государство за годы реформ так и не смогло опереться на бизнес, ибо оно шарахается между подчинением себя бизнесу и подчинением его себе.

Подчинение государства крупному бизнесу в 90-е годы, помимо дичайшего расцвета коррупции, лишило власть возможности выполнять свои функции просто в силу объективного несовпадения интересов бизнеса и общества.

В последние годы государство подчинило себе бизнес, что грозит удушением творческого потенциала сначала предпринимательства, а затем и всего остального общества.

Этот возврат, как и всякая попытка вернуться в прошлое, из-за внятной рыночной ориентации правящей бюрократии вырождается в фарс: возникает впечатление простого замещения коммерческой олигархии времен Ельцина силовой олигархией, также использующей влияние на государство ради извлечения прибыли. При этом снижение налогов, похоже, повышает доходы не столько предпринимателей, сколько коррупционеров, изымающих у бизнеса дополнительные средства. Так, по ряду сообщений, отмене налога с продаж предшествовал резкий опережающий рост вымогательства. Возможно, сейчас реформаторы вынуждены снижать налоги (в том числе за счет ухудшения условий жизни бедных), чтобы удовлетворять растущие аппетиты бюрократии и не дать им затормозить экономику.

Парадоксально, что крупный бизнес, низведенный до положения «дойной коровы» даже в большей степени, чем при Ельцине, определяет экономическую «повестку дня» правительства. В силу безответственности бюрократии перед обществом и неспособности политического руководства страны определить образ желаемого будущего, похоже, сегодня олигархи открывают пластиковой карточкой те же самые двери, которые раньше открывали ногой.

Трагедия бизнеса, прежде всего мелкого, в невозможности переговоров по наиболее важным для него проблемам. Можно договориться об уровнях цен, налогов и зарплаты, но без учета размеров поборов и взяток, во многом определяющих экономическую жизнь, это не имеет смысла. Хаотичный же характер административного давления, при котором каждый представитель власти отгрызает свой кусок в одиночку, не принимая во внимание действия коллег, исключает возможность соглашения.

Ситуацию усугубила волна имитационного насилия представителей правящей бюрократии в отношении малого и среднего бизнеса, поднятая «делом Ходорковского». Похоже, эта волна начала захлестывать и население, которое имеет еще меньше возможностей выскользнуть из-под удара, чем бизнесмены.

Сказочная конъюнктура пока компенсирует рост административного давления на бизнес, что поддерживает оптимизм последнего. Но его диалог с бюрократией все более напоминает диалог осины с рубящим ее топором.

Автор – руководитель Института модернизации, д.э.н.


Власть и бизнес хотят быть взаимно вежливы, но не знают, как это делать

"